Resident Evil 4: Wii U Edition — Классика бессмертна

Народная примета гласит: наступил Хэллоуин — жди молодежь в гриме, беснующуюся на улицах, ходи на новые фильмы-ужастики и закупайся на распродажах триллерами и зомби-шутерами. В 2015 году Nintendo пошла дальше и приурочила выход целого ряда хоррор-игр в EShop к этой дате. Так, 30 октября нарисовалась западная версия новой Fatal Frame, из тумана возник порт Slender: The Arrival, а на главной странице материализовался Resident Evil 4. Это не HD-порт и не ремейк: компания просто пополнила список игр с Wii, которые можно купить и поиграть в сервисе игр для ретро-консолей.

KT2le74

Если по каким-то мистическим причинам вы все еще не знакомы с этим легендарным тайтлом, немедленно купите игру на Wii U и пройдите. Это редкий представитель так называемых «геймдизайнерских игр», когда геймплейная составляющая сделана виртуозно: продуманная динамика, грамотное управление и взаимодействие с окружением, а не просто красивая картинка (хоть она и красивая) или толковый сюжет (а вот тут не сложилось).

GSsMdSu

Одна история релиза игры заслуживает отдельного экскурса: её переделывали по меньшей мере четырежды! В создании даже поучаствовал любимец публики Хидеки Камия, который так увлёкся экшн-элементами порученного ему прототипа, что получившуюся игру в итоге стали доделывать как совершенно отдельную серию, известную всем нам как Devil May Cry, которая и сделала имя великому «твиттер-блокиратору».

Ещё более сложным был путь игры после выхода: эталонная версия для Gamecube ещё не успела попасть в магазины, как порт уже объявили на PS2. Затем последовала ужасная версия для ПК, сомнительные HD-переиздания для PS3/Xbox 360, порт на мобильные телефоны (не гуглите, пожалуйста), исправленная-переправленная версия для ПК. Где-то среди этой турбулентности спокойно вышел и предмет нашего рассказа — Resident Evil 4: Wii U Edition.

Почему же архаичный порт восьмилетней давности может быть интересен? До сих пор именно варианты игры для консолей Nintendo (оригинальный релиз для Gamecube и затем версия для Wii) были наиболее полноценными версиями. Только нинтендовские версии показывают игровую графику всё время, тогда как в PS2/PS3/Xbox 360/ПК все катсцены и многие QTE сделаны в виде обычных видео; это означает, что посмотреть персонажей в альтернативных костюмах крупным планом у игроков не выходило.

gfs_73371_2_3

Resident Evil 4 — это, вероятно, один из последних случаев, когда смелый эксперимент Capcom с управлением и балансом жанровых составляющих увенчался однозначным успехом, когда крупная японская корпорация вняла всем жалобам игроков и журналистов на застой в серии, фиксированные ракурсы, танковое управление (да-да, его очень не любили), монотонный ритм (вы удивитесь, но постоянные загадки тоже не всем нравились). Capcom избавилась от Umbrellа, отказалась от множества приевшихся вещей, сохранив преемственность настолько, насколько это было возможно (печатные машинки не тронули), и вместе с тем сделала что-то совсем другое.

BgTaF2r

Игра оказала огромное влияние на гибридный жанр экшн-ужастиков и в немалой степени поспособствовала возрождению экшнов от третьего лица. Например, камеру из-за плеча по-настоящему популяризировал именно RE4, хотя и до него были аналогичные решения, просто не такие удачные. Да и QTE хоть и не дебютировали тут, но своей популярностью в начале нулевых обязаны в том числе и «четверке».

Есть фичи, которые остались уникальными до сих пор: характерная манера противников бегать за вами, чтобы потом медленно пританцовывать рядом, выглядит странно до сих пор, но это позволило создателям сохранить характерную для серии борьбу за пространство между персонажем и врагами, добавить очень эффектную быструю стрельбу по уязвимым местам с последующим молниеносным сближением и рукопашными приемами.

Это добавило динамики, о которой стоит поговорить отдельно. Ранее в серии нас заставляли пошевеливаться, разбавляя блуждания по коридорам внезапными появлениями Nemesis, Mr.X и других боссов, ломающих привычный уклад. Но только здесь только за первый час успеете:

  • продраться через набитую вооруженными колхозниками деревню,
  • столкнуться с очередным главным злодеем и его подручным,
  • получить инъекцию смертоносного паразита и убить мутировавшего… сома
  • а после — босса-гиганта, причем в бою с последним вам поможет спасенный ранее из капкана дикий пес.

Всё это, не считая совсем уж рутинных QTE-пробежек от валунов (весьма утомительных из-за особенностей Wii, но о них позднее), стычек с деревенским маньяком, вооруженным бензопилой, и прогулкой по заминированному болоту. Это, повторюсь, первые час-полтора.

gfs_73371_2_6

И далее невиданный ранее для серии темп не сбавляется: события происходят с бешеной скоростью до самого конца, постоянно вводятся новые ситуации и враги. Надоели безумные крестьяне — вот вам культисты с арбалетами и щитами. Мало? Попробуйте повоевать против насекомых в человеческий рост, провести круговую оборону деревянного дома против врагов с факелами, сопроводить и сдуть пылинки с юной дочки президента. В процессе можно расслабиться за несложными головоломками, собиранием сокровищ и апгрейдом оружия. Из этих несложных ингредиентов японцы вылепили шедевр, который гарантированно вас затянет.

Кое-что, конечно, устарело. За два консольных поколения картинка сильно отстала от идеальной. Как это принято на Wii U, все игры с Wii идут в оригинальном разрешении, да и общий image quality далек от сегодняшних стандартов.

OVXUNno

Не всё идеально и с сенсорным управлением. Вы же в курсе, что поиграть при помощи геймпада Wii U в игры с прошлой консоли не получится? Обязательно нужны оригинальные контроллеры Wii Remote, Nunchuck и сенсорная панель к ним. Так вот, с одной стороны, нам позволяют очень  точно целиться, просто наводя геймпад на головы. С другой вся остальная схема управления рассчитана на больший саспенс, на инертность поворотов, на малые углы обзоров. И вместе с тем курсор геймпада не поворачивает экран и действует лишь в плоскости, двигаемой стиком на нунчаке, что изрядно сбивает с толку.

Понятно, что жаловаться на это уже поздно, но имейте в виду, что к этому придется привыкать. В целом управление очень удобное и отзывчивое, притом что поначалу оно кажется невероятно ограничивающим. Зато под конец игры вы с легкостью будете попадать Краузеру в глаз, и тут же выдавать ему удар с вертухи. Возможность такого прогресса, кстати, тоже указывает на отличную работу дизайнеров.

gfs_73371_2_9

Есть что-то удивительное в проектах, которые даются с большим трудом. У игр, с судьбой такой же тяжелой, как у RE4, есть особый шарм. Обычно они содержат детально проработанные части, настолько блестяще сделанные, что они порой тянут на себе всю остальную, едва работающую игру. У таких игр часто появляются поклонники, даже фанаты, но весьма редко они достигают коммерческого успеха. Обычно все заканчивается нишевой популярностью, хорошими оценками и оглушительным провалом в продажах. Создателей закрывают, об игре изредка вспоминают в тематических топах.

Resident Evil 4 — пример редчайщего исключения, когда мучительные роды проекта привнесли в него столько блестяще проработанных элементов, что получившуюся игру почти невозможно критиковать, хотя бы немного поиграв в неё. Она продаёт сама себя даже тем, кто ничего не слышал о франшизе.

85


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!