Gravity относится к тому редкому сорту фильмов, которые настолько хороши и просты на первый взгляд, что развёрнутая критика не выходит. Так было с «Король говорит!», так случилось с «Артистом», такая же судьба ждёт Альфонсо Куарона в этот раз. При детальном рассмотрении они многогранны, вовсе прекрасны и втройне ценны для кинематографа, но копаться в деталях, прозвучавшей вскользь музыке, выдернутых из диалогов фразах получается только на второй, третий и любой последующий просмотр. В самый первый раз это просто надо пережить.
Трое астронавтов выходят в открытый космос, дабы починить самый известный из ныне летающих вокруг земли рукотворных объектов после МКС – телескоп «Хаббл». Там всё начинается и прямо в тот самый момент космос поглощает зрителя, тот будто оказывается четвёртым астронавтом, роль которого — просто наблюдать. Тишина и умиротворение сменяется резкой опасностью, а когда уже думаешь, что всё позади — картинка вселяет ужас, чтобы сразу же привести космос в спокойное равновесие. Режиссёр проделывает такие трюки не в первый и не в последний раз, чередуя ужас с юмором, ожиданием и сопереживанием. Камера парит в космосе, будто бы бьётся об поверхности и берёт самые нестандартные планы, уплывая то куда-то совсем прочь, то буквально сталкиваясь с летящим в неё объектом любого происхождения.
Куарон специально делает так, чтобы ничто не мешало наслаждаться его космосом. Кромешная тишина в открытом пространстве. Скафандры не пропускают в беседу с ЦУПом ничего лишнего, кроме диалогов за жизнь между экипажем. Минимум музыки, лёгкий эмбиент, сменяемый земной музыкой, на которую члены экспедиции реагируют по-разному. Минимум планов Земли, звёздного неба, Солнца, только герои и огромный пустой космос вокруг них.
Джордж Клуни в поисках русской водки, Сандра Буллок в белье посреди МКС, ничто человеческое астронавтам точно не чуждо, как и лишние нехорошие мысли вдали от дома. Побег от проблем в космосе практически невозможен, Земля будет тянуть обратно даже без участия пресловутой гравитации. Тут Куарон включает любимые нотки необратимости случившегося и оптимистичное «надо жить дальше».
Клише классической фантастики про более-менее настоящий космос и редкие проколы по технике исполнения катастрофы не так заметны на фоне то и дело попадающих в экран деталей, которые лучше всего получится рассмотреть только лишь в формате IMAX. 3D выделяет то, куда стоит посмотреть, т.е. играет роль своеого рода «проводника» в мире, о котором мы знаем только понаслышке и крайне мало. Картинка настолько рафинирована и не содержит ничего лишнего, что аутентичность космоса не вызывает сомнений.
Вот и у Куарона появилась своя «Космическая одиссея», путешествие по неизведанному и бесконечному, чем является Вселенная в любой работе по теме. Пережитое путешествие заставит грустить даже тех, кто не грезит звёздами и далёкими галактиками, ведь это большая несправедливость, что Туда до сих пор могут летать лишь единицы и что продолжительность картины не стремится бить рекорды. Спасибо «Гравитации» за экскурсию не к каким-то далёким холодным звёздам, а в наше небо, которое так близко, но таит в себе больше опасности, чем кажется со стороны. И невероятно сложно при кажущейся простоте.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!