Сталинград — За Родину, за Сталина и за девушку Катю

В этом году отечественный кинематограф дважды преподнёс своему зрителю достаточно неожиданный сюрприз, когда с разницей в пару месяцев смог выдать два продукта, чья жанровая направленность казалась ещё недавно непокорным рубежом. Сперва у нас появился отличный фильм-катастрофа («Метро»), а затем и духоподъёмная спортивная драма («Легенда №17»). И оба выше обозначенных фильма явно могли с гордостью носить приставку «первый качественный» как раз рядом с тем самым местом, где на большинстве сайтов пишут графу жанр. К сожалению, правда, появление данных картин не изменило одной существенной диспозиции в нашем прокате, согласно которой упорное продвижение какой-либо новой ленты обязательно должно происходить через призму определённого ачивмента, когда создателям удалось совершить нечто новое, например, снять первое русское кино в формате IMAX 3D.

filmz.ru_f_158262

Не поймите меня неправильно, «Сталинград» Бондарчука – это неплохой фильм. После череды плохих, а местами и откровенно ужасных произведений по военной тематике, смотреть такую картину довольно приятно, но это если оставаться вне контекста действия и не пытаться разбирать её по составляющим элементам. Потому что как только начинаешь совершать подобные действия, кино уже перестает представлять собой то несокрушимое образование, за которое его пытаются выдать. Забавно, конечно, что при этом со слов продюсеров выходит, что, дескать, так и задумывалось, то есть форма здесь намного важнее содержания, но всё равно чувствуешь себя от этого как-то неуютно. Здорово, что люди прекрасно осознают, кто собственно является их аудиторией, но превращение войны именно в аттракцион (а по-другому говорить о «Сталинграде» не приходится) не совсем правильное занятие, независимо от количества употребления слова «инструментарий» в интервью.

filmz.ru_f_158267

Но даже для «аттракциона» сценарий себе позволяет как-то слишком уж многое. Завязка с землетрясением на Фукусиме, призванная связать прошлое и настоящее, нелепа по всей своей сути. Никто в здравом уме, находясь на грани жизни и смерти, не захочет слушать о том, как его страна совершала преступления против человечества. Ни один военный, беря в плен вражеского солдата, не поведёт его к начальству, предварительно не обыскав. Ни один нормальный человек, переживший семейную трагедию, не будет скабрезно шутить в отношении другого, пострадавшего схожим образом. Ну и конечно, ни один зритель не поверит в человеческие качества фашиста, который в одной сцене рассуждает об ужасах войны, а в следующей идёт насиловать русскую девушку.

filmz.ru_f_158272

Хотя при этом к актёрской игре обозначенных выше персонажей нет никаких претензий. Что немецкий капитан, что снайпер Чванов, что разведчик Никифоров получились достаточными живыми героями. Но когда режиссёр пытается дополнить их экранный портрет с помощью закадрового голоса, выходит только хуже. То есть в фильме достаточно ситуаций и диалогов грамотно описывающих и мотивирующих героев, но затем следует ещё несколько фраз от автора картины, призванных ещё сильнее разжалобить человека, сидящего в зале, но эффект от этого получается совершенно обратный. Объясняется это во многом тем, что голос Фёдора Бондарчука используется в ленте не только в качестве краткой биографической справки для некоторых героев, но и для закадровой озвучки немцев. Какая была для этого необходимость, и почему нельзя было обойтись для них обычными субтитрами, совершенно непонятно.

filmz.ru_f_158308

При этом по картинке «Сталинград» — кино, не имеющее себе равных в нашей стране. То есть почти все деньги в нём видны на экране, а экшен-эпизоды грамотно расставлены по всему хронометражу. Правда всё тот же slow motion применяется, в каких-то ну совершенно излишних количествах. То есть, даже в эпизодах, когда это ну совсем не обязательно. С другой стороны, отсутствие идеологических помоев, откровенного манипулирования историческими фактами и совсем уж запредельно глупых сцен, компенсирует многое. Нужно только понимать для себя с самого начала, что данная лента снималась, как технологический триумф, и уж потом, как очередное кино о войне. Что из этого для вас важнее – каждый решает для себя сам.

75

 


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!