Рокетмен – Кастрированная красота

Карательные ножницы цензуры и кинокомпании «Централ Партнершип» надругались над бедным байопиком про Элтона Джона, обрезав прекрасному ангелу не только крылья. Разумеется, фанаты певца, всё мировое киносообщество и противники Минкульта (который, конечно же, вовсе ни при чём) ополчились против оскоплённого выродка, вышедшего в кинотеатры под видом фильма «Рокетмен». Но давайте будем честными – даже в таком состоянии этот биографический мюзикл заслуживает пристального внимания, вне зависимости от вашей ориентации и отношения к российским законам о пропаганде нетрадиционной любви.

Режиссёр фильма, Декстер Флетчер, более всего известный по роли в «Карты, деньги, два ствола» Гая Ричи и юмористическому байопику «Эдди Орёл», прославился также и тем, что довёл до завершения «Богемскую рапсодию» после ухода Брайана Сингера. Отсюда, по идее, неизбежны сравнения с картиной, ставшей образцом жанра «музыкального фильма», от которых хотелось бы при этом сразу окреститься. Флетчер – человек на режиссёрской сцене новый, с ещё несформировавшимся почерком, а потому привязывать его к, по сути, совсем не авторской картине с Рами Малеком будет, как минимум, неправильно. И именно отсутствие устоявшихся клише, связанных с его именем, позволили Флетчеру оторваться на полную катушку и создать фильм, полный авторской энергии.

Образ Элтона Геркулеса Джона в фильме – яркий, неугомонный, полный экспрессии, раскрывающийся не через факты из жизни певца, а через визуальный материал. Любители биографических реконструкций вообще могли бы упрекнуть режиссёра в том, что получившийся на экране персонаж походит на Элтона Джона лишь внешне, но его жизнь остаётся обрисованной достаточно схематично. По этой же причине хотелось бы сразу отбросить в сторону поднадоевшее слово «байопик» для определения жанра фильма.

Лента не про Элтона Джона – в том значении, что она не сообщает о жизни певца в информативном значении, отражая лишь голые факты. Она об Элтоне Джоне – о его жизни, его метаниях, терзаниях, говорит о нём, как о личности, а не просто сообщает набор сухих подробностей о «гениальном человеке».

Раскрытие характера Элтона происходит, в первую очередь, через музыкальные номера – в этом фильму помогает пышущая неутомимой энергетикой харизма Тэрона Эджертона. В отличие от традиционных байопиков, в которых развитие персонажа происходит через события, формирующие характер, в «Рокетмене» сам характер центрального героя становится причиной всего происходящего.

Элтон Джон в фильме – человек непримиримый, душа которого рвётся из рамок, заданных жизнью, обществом и законами музыкального бизнеса. Ровно как и драматургии – легко представить, как в чьих-то других руках фильм превратился бы в учебник по рефлексии страдальца, коротающего череду творческих мук, любовных терзаний и финансовых трудностей за потреблением алкоголя, наркотиков и беспорядочных половых связей.

Декстер Флетчер намеренно отказывается от подробного, фиксированного рассказа о событиях из жизни Элтона Джона – в его версии мы видим уход от документирования реальности в сторону почти сказочной экспрессии. Эджертон ломает четвёртую стену, персонажи подхватывают закадровые песни вслед за ним, а повествование соткано как из традиционных «эпизодов из жизни», так и из череды образов, визуализирующих гораздо более витальные вещи.

Например, момент падения в бассейн затасканного бесконечной работой, пьянками и наркотическими трипами Элтона на ассоциативном уровне символизирует падение певца в бездонный океан повседневной рутины, в которую превратился процесс песнетворчества. В визуальном отношении фильм гораздо ближе отнюдь не к «Богемской рапсодии», а, скорее, к классическим мюзиклам вроде «Шербургских зонтиков» или «Вестсайдской истории».

Яркие номера, калейдоскоп из музыки, отличного английского юмора и эксцентрики Эджертона превращает «Рокетмена» в настоящий праздник души, вне зависимости от того, любите ли вы творчество Элтона Джона или нет.

Но гораздо важнее – и вот это российские зрители, увы, прочувствовать в полной мере не смогут – фильм не превращается в сборник аляповатых клипов, начинённых гиперболизацией мук музыканта, а раскрывает его как личность, постоянно ищущую любви. И его поиски должны быть близки и понятны любому – российские зрители потеряли часть идейного посыла картины вслед за вырезанными сценами интимной близости между героем и различными персонажами, а также тем самым финальным титром об обретённом счастье в виде брака с мужем артиста.

Музыка Элтона Джона – о вечном доказательстве права на достойную жизнь, возможность любить, человеческое отношение. Прощаясь с «дорогой из жёлтого кирпича», он заявляет о том, что путь рок-звезды – не обречение на постоянное одиночество, как говорит мать Элтона, как между строк говорит его менеджер, как твердят все вокруг музыканта. Статус «рокетмена» не означает, что тебе предстоит провести вечность на звездном небе, вдалеке от простых земных радостей вроде счастья, любви и общения, не завязанного на деньгах.

«Rocket man burning out his fuse up here alone» – не об этом Элтоне. Настоящий Элтон – «still standing after all this time, picking up the pieces of my life without you on my mind». И фильм как нельзя лучше передаёт эту атмосферу невероятного оптимизма – даже в бескрайнем космосе никто не имеет право обречь тебя на одиночество.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!