Сердце мира – Про уродов и собак

Борис Хлебников, соавтор сценария «Сердца мира» и режиссёр «Аритмии», однажды высказал любопытный тезис о том, что среднестатистический современный русский человек не умеет «мыслить полутонами», находить компромиссы. И проиллюстрировал примером: в Америке есть фильмы про «хороших копов», например, «Патруль» с Джейком Джиленхолом, но такое кино сложно представить у нас в России. У русских есть две грани – хорошо и плохо. Среднего арифметического не дано. Если мент, то плохой. Если провинция, то разруха. Если пиво, то разбавленное водкой.

Однако Наталья Мещанинова, придумывая свои сценарии, даже в самой плохой ситуации найдёт место для надежды, даже самой отчаянной. Как в «Ещё один год» Оксаны Бычковой, в «Аритмии». Да даже в её собственном фильме «Комбинат «Надежда»», где, кажется, кроме мата, водки, смога и безысходности нет ничего, кроме условного райского островка, куда все пытаются сбежать.

У героя фильма «Сердце мира» Егора нет и такого островка – он везде чувствует себя чужим, хотя искренне пытается стать «своим». Хотя бы для семьи хозяина станции, где тренируют охотничьих собак, на которой Егор работает. Он ветеринар, с людьми сходится гораздо сложнее, чем с животными. Семья начальника воспринимает его практически как родного и всячески старается ввести в свой круг: то на ужин позовут, то на рыбалку, то незамужняя дочь хозяина недвусмысленно подмигнёт. Но в прошлом Егора есть тайна, которая когда-то отобрала доверие к людям. И он явно надеется снова его обрести.

С виду это как раз «фильм крайностей», в котором не найти ничего, кроме беспробудной чернухи российского бытия: неказистый быт людей в лесной глуши, бутер с колбасой и сыром в качестве роскошного перекуса в уикенд и романтика на грязном берегу лесной речки. А ещё повсюду эта проклятая российская действительность: навязчивые борцы за экологию с синими волосами, требующие закрытия станции, не менее навязчивые дальние родственники, бубнящие что-то за мораль (сами при том аморальные донельзя) и кинотеатр в нескольких часах езды на машине. Все прелести русской глубинки, так сказать, крупным планом.

Хотя непосредственно крупных планов в фильме не так много: Мещанинова предпочитает «репортажный» способ съёмки, при котором штатив выбрасывают на помойку, а камеру взваливают на плечо и таскают повсюду за героями. Красивых «крупняков» не будет, а от гиперреализма фильма кого-то может натурально начать подташнивать – хотя бы от трясущейся камеры. Впрочем, адепты подобного кино понимают, что такой подход – ни что иное, как средство для максимального вживления зрителя в пространство фильма.

И это вживление происходит крайне убедительно. Предыдущий фильм Мещаниновой, «Комбинат «Надежда»», во имя максимального соответствия действительности, изобиловал «зубастой» речью, полной нецензурной лексики и предельного натурализма.

«Сердце мира» избегает мата по понятным причинам – но даже без него можно прекрасно себе представить весь этот провинциальный быт, в котором зритель буквально вязнет, как сапог в грязи. Окружающее героев пространство воссоздано вплоть до мельчайших нюансов, которые могут быть просто незнакомы жителям больших мегаполисов. В этом плане Мещанинова, как и многие современные российские режиссёры авторского кино, вынимает зрителя из его привычной лощёной среды обитания и помещает в зону, которая кажется чужой – и от этого кто-то может испытать натуральный культурный шок.

Ведь среди всей этой замкадовской грязи и еды в эмалированных чашках тоже живут люди. И они тоже любят, страдают, смотрят мультфильмы, пытаются обрести счастье – и кстати, в отличие от героев предыдущего фильма Мещаниновой, не пытаются куда-то от всего этого сбежать.

«Сердце мира» — фильм про то, что люди с маленькими потребностями порой имеют большую душу, любви которой хватит на всех. При одном лишь условии: если этой любви никто не будет вставлять палки в колёса.

Фильм был отсмотрен в рамках кинофестиваля Strelka Film Festival by Okko.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!