Скриптонит «Праздник на улице 36» – Усталый рейв

Уже после прослушивания «Праздника на улице 36» стало известно, что этот альбом Скриптонита «не тот, который все ждали, а просто сборник релаксовых песен». В принципе, этой характеристикой можно было бы и ограничиться в разговоре о новом релизе рэпера из Павлодара, который два года назад взорвал всю музыку «Домом с нормальными явлениями». Пластинкой, никак не укладывавшейся в традиционные представления не только о русском рэпе, но и о рэпе как таковом вообще. Респекты от любимца публики Оксимирона, разговоры о «перевороте жанра», модные фотосессии и объявление о треке с Major Lazer – неудивительно, что «тот» альбом должен был оправдать все щедро розданные музыканту авансы.

И потому вот эта присказка про «сборник релаксовых песен» из уст самого исполнителя звучит как отписка, оправдание за странный, очень мутный релиз. Странный, в первую очередь, для самого Скриптонита – «Праздник на улице 36» действительно выглядит как компиляция треков, записанных в попытке снова перевернуть игру, но не вошедших в «тот альбом». Не вошедших по самой прозаичной причине – треки вышли, по большей степени, откровенно слабые. Проще дать послушать, чем объяснять, но мы всё же постараемся.

Чем был крут «Дом с нормальными явлениями»? Давайте по-честному: никакого переворота жанра не случилось, ничего нового казахский бандюган предложить музыке не смог, чего не было сделано или сказано раньше. Всё куда более прозаично: в этой странной, какой-то первобытной музыке присутствовали тот архаичный драйв, которого так не хватало современному русскому рэпу – либо чрезмерно забаттлившемуся, либо зачарованному новомодными 808-ми басами до безвкусия, либо просто закостеневшему донельзя. Скриптонит просто пришёл и, простите, он дал возможность всем «хорошенько просраться». В буквальном смысле – волна как восторженных отзывов, так и негатива дала всему жанру хорошую встряску, а требования слушателей к Скрипу поднялись до запредельных высот.

И вот потому отмазка в духе «это не тот альбом» не канает. От Адиля Жалелова, возможно, одного из самых самобытных представителей российского хип-хопа, ждёшь пушки, бомбы, чего-то столь пробивного, что обязательно должно вновь растрясти этот танцпол. Но «Праздник на улице 36» — это набор песенок, в которых исполнитель, прекрасно осознавая своё положение в музыкальной индустрии, рассуждает об этом самом положении, параллельно в фирменной отстранённо-рефлексивной манере шлёпая своих любимых «сучек». Тема женщин вообще пронизывает весь сборник (давайте всё же называть его именно так, согласно заветам Адиля), и Скриптонит, который явно не тяготится недостатком внимания, окончательно закрепляет за собой статус звезды, живущей по принципу «добился – даёшь дикий флекс». Женщины, как и деньги, внимание людей, респекты, слава и прочие атрибуты знаменитостей шоу-биза, уже не играют особой роли. Теперь ему просто хочется, чтобы все, простите, «отъе*ались» от него

«Точно не нужно новых» — говорит он в самой рефлексивной песне со всего альбома. Не нужно новых кентов, родных, друзей, братьев – потому что сам прекрасно понимает, что он далеко не самый приятный тип. Этот образ человека, который мечтает, чтобы его оставили в покое, был всегда тем, что цепляло в Скриптоните – ведь через сеансы угрюмой мизантропии проглядывала личность исполнителя, которому, тем не менее, не так-то и далеки всеобщие ценности. Так по крайней мере казалось. «Праздник» же предлагает иную формулу: музыкант и так немало рассказал, чтобы о нём не забыли, а новый альбом задерживается, ну так вот хоть какой-то материал, чтобы продолжали говорить.

В этом и есть главная проблема сборника. Здесь практически нет действительно запоминающихся композиций, которые будешь прокручивать в голове в тех или иных жизненных обстоятельствах. Обязательно, вот увидите, будет клип на «Не забирай меня с пати» — просто потому, что нужно ведь что-то экранизировать, а эта клубно-лиричная баллада со сладкоголосой певицей Надей Дорофеевой максимально близка к тому, что будет играть из тачек на сабвуферах. Остальные песни звучат, как будто фон для вечеринки – причём вечеринки, которая затянулась и уже давно пора бы сворачивать лавочку, но участники продолжают, ибо впереди пустота и безвестность. И вот эта лень, необязательность, какая-то меланхолия производят удивительный эффект – Скриптонита, этого скачущего по танцполу безумного растатуированного гомункула в «адиках», банально скучно слушать. «Я придумывал в любовь, но в моём сердце всегда пусто» — это чувствуется.

Удивительно, насколько хорошо ощущения от «Праздника на улице 36» описывает последняя песня, которая звучит подобно тому, как после знатной пьянки ум начинает осмыслять то, что произошло ночью: «Всё это виски – тупо наркоз, все эти деньги – просто желания, играй так, будто роль крайняя». В своё время даже релизы группы Jillzay казались попыткой скрасить ожидания от второго альбома Скриптонита – и в итоге этот «сборник релаксовых песен» выглядит ещё более вторичным, ещё более неинтересным. Никаких экспериментов со звуком, запоминающихся панчей и фирменного сумасшествия исполнителя – только несколько песенок про сучек и хейтеров, да мотивационный фиток с боссом Бастой. Для артиста уровня Скриптонита такая полумера выглядит, как оправдание. Ждём «правильный» второй альбом и надеемся, что «Праздник на улице 36» был просто попыткой заполнить пустое пространство в ожидании нового релиза.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!