Перезапусков Человека-паука много не бывает — видимо, так считает студия Sony Pictures, ведущая Паучка за руку с начала его карьеры на большом экране и по сей день. Прошлые причины начать с чистого листа были понятны: Тоби Магуайр постарел, его преемник Эндрю Гарфилд не окупился (и крупно поссорился со студией). Только прошлым летом вышел «Человек-паук: Возвращение домой», который наконец устроил и студию, и зрителей, вернув Спайди в родную по комиксам песочницу со Мстителями. Так зачем путать натерпевшихся зрителей, выпуская в прокат анимационный фильм про совершенно другого Человека-паука, когда его «живая» версия вот-вот получит сиквел? Причина весомая: «Человек-паук: Через вселенные» наконец обращается с персонажем по-достоинству, раскрывая весь потенциал первоисточника.
Как «Возвращение домой» не рассказывал зрителю в стодесятый раз про смерть дяди Бена и про «с большой силой…», так и «Вселенные» подразумевает, что все в зале имеют представление о том, кто такой Человек-паук. Раз с основами зритель уже знаком, лента идёт дальше, сдвигая повествование в сторону более мудрёной вещи: мультивселенной. Концепт сосуществования бесконечных вариаций одного персонажа нам, пережившим десятки супергеройских экранизаций, уже не так чужд, как и то, что эти самые версии могут встретиться в одной истории. Так получилось, что по состоянию на 2018 год это уже не «какая-то околесица», а скорее «что-то более-менее оригинальное». И кому уж браться за написание такого сценария, как не Крису Миллеру и Филу Лорду? Этот дуэт однажды продал миру и без того популярные наборы конструкторов своим изобретательным и остроумным «Лего. Фильмом», сможет продать ещё раз и известнейшого супергероя.
Хотя фильм начинается с супер-будней Питера Паркера, в этот раз главным героем стал Майлз Моралес, почти столь же популярный Человек-паук, по странным причинам не попавший ни в одну из «живых» экранизаций. Майлз преуспевает в учёбе, слушает хороший хип-хоп и мечтает забомбить свои эскизы из тетради на подходящей стене. За исключением недопонимания с отцом-копом подросток неплохо живёт. Но и его кусает паук, после чего герой попадает в перепалку между Человеком-пауком и человеком-горой Кингпином (он же Уилсон Фиск). Паркер терпит поражение, Фиск запускает коллайдер, тем самым на мгновение открывая дыру в пространственно-временном континууме. Оказавшийся посреди разборок сильных мира сего Майлз обещает Питеру, что остановит злодея, и сбегает.
Немного погодя оказывается, что испытание машины сыграло с Кингпином злую шутку: ему теперь противостоит не один Человек-паук (Моралес), а сразу шесть: взрослый и разжиревший Паркер-неудачник, Гвен-паук (Гвен Стейси), черно-белый нуарный Человек-паук из XX века, Пени Паркер с её мехой (практически D.Va из Overwatch) из далёкого будущего и мультяшка Свин-паук (Питер Поркер!). Антагонистов здесь, допустим, тоже несколько, но как противостоять говорящей супер-свинье, которая может оттарабанить тебя нарушающей законы физики кувалдой или сбросить на голову мультяшную наковальню, решительно непонятно.
Всё же «Через вселенные» неуместно называть «перезапуском» — во-первых, потому что эта франшиза (а студия уже планирует продолжение и спин-офф) будет существовать параллельно с фильмами, а во-вторых, ни один из сюжетов мультфильма раньше не экранизировали. Майлс живёт в мире, где уже есть Человек-паук, так что тут не обошлось без живительной щепотки постмодернизма — достаточной, чтобы освежить сюжет и вплести культовые паучьи мемы, но не так много, чтобы лезть в болото «Дэдпула». И хотя это, по факту, история становления (опять!) Моралеса, здесь главенствует безумный сюжет про столкновение миров, что делает «Вселенные» непохожей на любую другую ленту такого толка. Каждый Паук рассказывает о своём происхождении за минуту, Фил и Лорд строят повествование так, что от количества действующих лиц становится только веселее и никто никому не мешает. «Человек-паук: Через вселенные» — это настоящий калейдоскоп всего, за что мы любим Человека-паука. Любого из.
Пускай «Человек-паук: Через вселенные» может и не стать культовым, но это первая на моей памяти лента со времён «Скотта Пилигрима против всех», которая в полной мере заслуживает право называться кинокомиксом, а не фантастикой по мотивам. Дело не только в сценарии, который никак не смазывает и не обедняет буйство идей первоисточника, но и в картинке. Трёхмерные герои стилизованы под нарисованных и анимированы в псевдо стоп-моушене, окружение может выглядеть либо почти реалистично, либо «расслаиваться» так, что невольно оглядываешься в зале, подозревая, что тебе забыли выдать 3D-очки на входе, а в отдельные моменты мультфильм буквально превращается в двигающуюся страницу комикса. Кульминация фильма и вовсе представляет собой прекрасный ЛСД-трип, уделывающий любые сцены из «Доктора Стрэнджа». Эти визуальные приёмы сочетаются в уникальный визуальный стиль, кажется, по счастливой случайности, но как выглядит «Человек-паук: Через вселенные», забыть невозможно.
Шестнадцать лет, шесть фильмов, два перезапуска — если всё это понадобилось, чтобы Sony наконец пришла к «Человеку-пауку: Через вселенные», то мы определённо живём не в худшей реальности из возможных.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!