Человек-паук: Стража — Философия свободы

Ещё один паршивый день в цветочном магазине, на этот раз последний. Теперь не будет денег, чтобы даже заплатить за квартиру. По крайней мере, захватил напоследок свежих цветов для своей жены. «Я принес цветы. Как и обещал». Подогретый суп и разговор с ней скрасят этот вечер, хотя бы немного. «Думаю, пора искать новую работу. Как раз сказал Майку, что ухожу из магазинчика». Она молчит. Может, поняла, что это ложь? «Знаю, знаю, дела у нас идут не очень. Но всё поправится. Серьёзно…»

Линейку комиксов «Marvel — Избранное» от Parallel Comics пополнила ещё одна история — «Человек-паук: Стража» Кари Эндрюса. События комикса переносят читателя в одну из альтернативных вселенных, в которой людей со сверхспособностями изгнали c улиц более 30 лет назад. В погоне за безопасностью правительство Нью-Йорка пошло на радикальные меры, организовав внутреннюю силовую структуру, Стражу, и обеспечило её полномочиями патрулировать улицы города и пресекать любые нарушения граждан.    

Кари Эндрюс очень умело рисует картину антиутопического Нью-Йорка — города, который много лет проседал под натиском тоталитарной системы, достигшей апогея на момент событий комикса. Серые опустевшие улицы, дождь с грозой, которые, кажется, уже никогда не утихнут, и многочисленные отряды Стражи, готовые выстрелить в ребёнка за граффити на стене дома. «Дейли Бьюгл», став главным телевизионным каналом, заполняет эфир открытыми восхвалениями городской власти и оповещениями о наступлении новой главы в жизни свободного и безопасного Нью-Йорка. Бывший же когда-то супергероем Питер Паркер стареет и сходит с ума от пережитых утрат.

Чем глубже погружаешься в пучину событий, тем больше напрашивается сравнение мира «Стражи» с тем, каким изображал Готэм Фрэнк Миллер в «Возвращении Тёмного рыцаря». Главное отличие экосистемы, сформировавшейся в Нью-Йорке, — полное отсутствие преступности в её примитивном толковании. И если герой Фрэнка Миллера шёл в свой последний крестовый поход против переполняющего город беззакония, то герой Кари Эндрюса не имеет столь очевидных причин доставать из шкафа пыльное трико.

Питер Паркер является читателю седым, поникшим и несколько безумным стариком, который решается в последний раз надеть супергеройский костюм лишь после полного осознания никчемности своей жизни. В образе усталого Человека-паука очень трудно определить жажду справедливости, его направляет лишь огромное желание свести счёты с жизнью и наконец воссоединиться с родными. Кое-какая сила и кое-какая ответственность блекнут на фоне душевных терзаний и неутолимой тоске по Мэри Джейн.

Нью-Йорк из «Стражи» не нуждается в защитнике. Совсем скоро мэр Уотерс и его сообщники превратят этот город в клетку, изолировав от внешнего мира неким подобием паутины, как бы иронично это ни выглядело. Такова цена свободы, и горожане готовы её заплатить. Автор не пытается заглянуть в прошлое, чтобы разобраться в том, как людям всё же удалось избавиться от супергероев и суперзлодеев, оставив довольно много открытых вопросов. Так или иначе, избавив общество от сверхъестественного и навязав своё видение безопасности, правительство развязало себе руки, а горожане не стали отпираться.

Нелинейное повествование показывает события в городе под разными углами. Оппозиция, состоящая почти из одних детей, — единственный светлый луч среди тёмных красок города. Только дети ещё не успели погрязнуть в режиме и окончательно разувериться в возможной победе. Кари Эндрюс неслучайно делает ставку именно на них, а не на Человека-паука. Внезапно «восставший из мертвых» супергерой всего лишь знак, пробуждающий сознание тех, кто готов бороться, он выступает инструментом для восстановления былого порядка.

Очевидно, «Стража» не может похвастаться оригинальным сюжетом. Похожее мы давно видели у того же Миллера. И всё же Эндрюс заложил свою идею в историю о престарелом супергерое, снабдив её тягостной драмой, неожиданным сюжетным поворотом и паучьим экшеном. Он изменил Человека-паука, заставил его убивать и наплевать на былые принципы, заставил его самого желать смерти. Комикс полон смелых решений, за реализацией которых невероятно интересно наблюдать — именно это делает «Стражу» нетипичной супергеройской историей.

Общее впечатление о комиксе способен испортить разве что специфический рисунок. Кари Эндрюс неплохой художник, даже получил премию Шустера за работу над Spider-Man: Doctor Octopus, но графика в «Страже» не идёт ни в какое сравнение с другими работами автора, даже с предварительными набросками персонажей. Видимо, на качестве рисунка сказалась необходимость Эндрюса работать не только сценаристом, но и художником всей истории, которая изначально была разбита на четыре ежемесячных выпуска. Либо же таково видение автора, желание подчеркнуть и без того гнетущую атмосферу «резким» рисунком и блеклыми красками.

Для Parallel Comics это уже третья книга в линейке, и очень приятно видеть, что издательство лишь поднимает планку качества. Отдельно хотелось отметить корешки всех трёх книг: Parallel Comics смогли раздобыть давно утерянную технологию ровных плашек Marvel, поэтому ваш внутренний перфекционист может спать спокойно.

История одряхлевшего Человека-паука силами Кари Эндрюса преобразилась в мрачный и печальный рассказ о борьбе человека против системы, разбавленный старческим маразмом Питера Паркера и жуткими образами прошлого. Наряду с нетривиальным рисунком сюжетная тема въедается в сознание, побуждая сопереживать персонажам и трепетать перед величью истинного злодея. «Человек-паук: Стража» — это история не о супергерое, это история о надежде, которую тот вселяет в сердца обычных людей.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!