Splatoon 2 — Дети красок

Splatoon была одной из немногих прорывных игр на почившей ныне Wii U, и к тому же начала новую франшизу. Вместо сиквела Nintendo могла портировать красочный шутер прямиком на Switch. Подвох был бы незаметен, учитывая насколько непопулярной была предыдущая консоль компании. Но вот, спустя всего два года, мир увидел Splatoon 2, доработанную версию оригинала с горстью нового контента.

Splatoon — шутер уникальный. Экспериментируя с идеей шутера с красками вместо пуль, Nintendo создала причудливый гибрид водных перестрелок и платформера. Персонажи инклинги (squid kids) заливают краской определённого цвета не только оппонентов, но и почти всё вокруг. По поверхностям, окрашенным в свой цвет, можно быстро плавать в облике кальмара, попутно восполняя запас краски. Напротив, краска противника наносит урон и замедляет движение — даже если долго стоять на ней, можно умереть. Благодаря своей простоте механики стрельбы и передвижения образуют синергию, научиться использовать которую очень легко.

После короткого обучения можно не рваться в сетевые бои, а сперва пройти одиночную кампанию. За 32 миссии, включая сражения с боссами, предстоит изучить все тонкости игры, в том числе опробовать многочисленные виды оружия. Они немного нестандартные: привычные винтовки соседствуют с гигантским красящим валиком, кистью и даже ведром с краской. Есть и снайперская винтовка, и даже двойные пистолеты, повышающие мобильность героя за счёт возможности делать сальто в сторону. Некоторые из этих «пушек» были в оригинальной Splatoon, другие добавили в неё со временем, третьи появились уже в сиквеле. Сейчас в арсенале найдётся что-то для любого стиля игры.

К моему удивлению, сюжетная кампания оказалась не шутером — хотя стрелять нужно постоянно — а скорее экшен-платформером. Поначалу это лишь подчёркивало гибкость концепта, в котором стрельба и быстрое передвижение по платформам (порой вертикально) ощущалось единым целым. Каждый уровень, опять же, по законам платформеров, представлял новую механику, которую затем усложняли и комбинировали с уже известными игроку приёмами. Одна миссия была завязана на прыжках по рельсам, в другой пришлось окрашивать невидимые платформы, а в третьей нужно было манипулировать гигантскими роботами-уборщиками.

В финальных мирах дизайн уровней стал всё-таки слишком полагаться на платформинг. На «суше» персонаж передвигается медленно и прыгает совсем не как Марио, а в краске плавает быстро, но управляется не слишком отзывчиво. Из-за этого я неоднократно погиб совсем не из-за недостаточного навыка игры. При этом едва ли сложные платформенные задачки Splatoon 2 моментально портила, выкрикивая решение через комментарии персонажей по рации. Конечно, игра рассчитана и на маленьких детей, но и они сами бы справились. Уж кому как не Nintendo об этом знать.

Впрочем, ловкость передвижения по движущимся платформам оказалась ненужной в сетевых баталиях, где карты имеют гораздо более простое симметричное строение. Всего в ротации сейчас есть 8 карт, по две для каждого режима, а подборка меняется каждые несколько часов. До 10 уровня доступен только «бой за район», в котором две команды по 4 игрока должны закрасить больше территории, чем оппонент. В этом режиме проходят довольно динамичные матчи, в которых нельзя победить одиночным усилием. Правда, это было удобнее на Wii U, где карта «закрашенности» выводилась на второй экран. В сиквеле она открывается только при нажатии «+», а тратить на это время в пятиминутных матчах непозволительно.

За участие в сражениях персонаж получает опыт и валюту, за которую можно приобрести новое снаряжение. Оно включает в себя не только наборы из основного и специального оружия, работающего как супер-атака, но и одежду для героя. Она не только меняет внешний вид, но и даёт бонусы вроде ускоренного восполнения баллона краски или уменьшения «вязкости» при бегу по вражеской краске. Дополнительные бонусы предметы получает по мере прокачки, они случайны и могут быть сброшены за отдельную плату. На начальных уровнях всё это имеет мало значения, но для кальмаров-профи возможность собирать свои «билды» наверняка будет ценна.

По достижении 10 уровня открывается доступ к нескольким более продвинутым и интересным режимам. Среди них местный аналог «царя горы», контроль подвижных башен (почти как «тележки» из Overwatch) и своеобразный захват флага, вместо которого игроки должны донести мощное оружие до вражеской базы. Хотя всё это звучит заманчиво, я столкнулся с досадной проблемой, которая исключила Splatoon 2 из списка моих потенциальных игр-привычек…

«Ошибка соединения» — вот чем заканчиваются две трети моих матчей. В Arms, например, игра по Сети обходилась почти без подобных казусов, но Splatoon 2 будто оказалась куда более чувствительной к интернет-соединению. Это известная проблема: Switch очень плохо ловит сигнал Wi-Fi, из-за чего консоль лучше держать в пределах метра от роутера. Конечно, было бы неправильно ругать игру, пусть и эксклюзивную, за технические огрехи её платформы. Но разработчики только ухудшили и без того сильное расстройство от проблем с мультиплеером.

Чего только стоит непродуманная система лобби. Попав в комнату ожидания, игрок застревает там, пока не наберётся восемь участников боя. Процесс может затянуться на несколько минут, и если в любом другом шутере в таком случае можно найти другую игру, то здесь лобби покинуть нельзя. В это время нельзя даже поменять снаряжение, посмотреть на «билды» союзников или пообщаться в чате. Мини-игры, за которой коротали время игроки в оригинале, тоже больше нет. Из развлечений осталась только странная возможность миксовать бесконечный фоновый трек, дёргая стики в разные стороны.

Ещё хуже игра обходится с жертвами немощного сетевого модуля Switch вроде меня. Если вы вылетели из матча, то вернуться в него уже не получится. Также за каждую «ошибку сети» вас будут штрафовать по полной, прерывая череду побед и расходуя бустеры опыта и денег. Наконец, из-за технических проблем пользователей даже могут забанить. Понятно, что так разработчики хотели наказать «ливеров», но в контексте «особенностей» Switch это выглядит как издёвка.

Затем в Splatoon 2 обнаружился ещё один режим, Salmon Run, который по-хорошему стоило продвигать как главную особенность игры. Это оригинальный подход к кооперативному режиму «орды», в котором четыре игрока дают отпор трём волнам врагов. Группы рядовых противников возглавляют уникальные боссы, каждый со своими уязвимыми местами. После их уничтожения игроки должны подобрать золотые икринки, от которых и будет зависеть итоговый счёт. Salmon Run требует совместной работы, умения на ходу менять стратегии и координации команды. Это, пожалуй, самое интересное, что есть в игре. Тем более странным выглядит решение разработчиков ограничить доступ к Salmon Run только на несколько часов в определённые дни. Приходится запоминать расписание Salmon Run и подстраиваться под него, что совсем не весело или удобно.

Из-за важности координации Salmon Run заточен под локальную игру и забеги с друзьями. Но тут всплывает последний подводный камень: сама по себе Splatoon 2 не поддерживает голосовой чат. Эта жизненно необходимая функция доступна только через мобильное приложение-компаньон — не самая элегантная схема. Более того, во время разговора телефон нельзя заблокировать, иначе сессия прервётся. Так что если решите собраться с друзьями, лучше пользуйтесь приложениями Discord или Skype.

Splatoon 2 получилась неоднозначной. С одной стороны, это непохожий ни на что шутер от третьего лица с очень весёлой концепцией геймплея, ярким стилем и очаровательными персонажами. Но пока это неотделимо от некоторых сомнительных решений геймдизайна и технических проблем единственной консоли, на которой доступна игра. Оглядываясь на оригинальную Splatoon, можно ожидать, что сиквел ещё успеет расцвести после бесплатных обновлений, добавляющих карты, оружие и просто делающих игру приятнее. Главное, основа уже заложена, а значит потенциал у Splatoon 2 велик.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!