В центре внимания — Ищите, и найдёте

S_06902.CR2

Игровое и неигровое кино уже неразличимо сплелись в едином стремлении к зрителю. Документалки в симбиозе используют инсценировки, вставки с наряженными и загримированными актёрами, а выдуманные истории иногда имитируют невыдуманные в жанре мокьюментари. Те же фильмы на основе реальных событий, следующие строго по тексту исследователей вопроса — что это? Да, там нет съемки подлинных событий, но эти события воспроизведены профессиональными актёрами, играющими образ, максимально близкий к реальной личности. Грань становится ещё призрачнее, когда события произошли недавно. Всем же лучше, и зрителям всего мира, которые хорошо знакомы с нашумевшими события нынешнего, а не прошлого тысячелетия, и кинематографистам, которые стремятся высказаться о духе времени. На Оскаре, несомненном индикаторе индустрии, в главной номинации 2016 сразу два таких фильма. И если «Игра на понижение» экспериментирует с четвёртой стеной и комедийной составляющей, то «В центре внимания», напротив, очень академичен и строг, прямо как этот абзац.

1449798699515

Классический фильм о журналистских расследованиях, столп немногочисленного поджанра — «Вся президентская рать» 1976 года с Дастином Хоффманом и Робертом Редфордом. На момент выхода картина об Уотергейтском скандале была предельно актуальна — с момента завершения всех событий прошло всего 2 года, а сценарий писали по документальной книге тех самых журналистов, о которых снят фильм. Так как это правильный фильм о журналистах, действие строго следует по фактам, не приукрашая унылую действительность. Большую часть фильма персонажи ожесточённо разговаривают с невидимым собеседником по телефону, называя десятки разнообразных фамилий. При этом за таким всамделишным сюжетом непередаваемо интересно следить, всё равно что читать увлекательное журналистское расследование в газете.

«В центре внимания» — такой же честный, скупой на любые изобразительные пируэты фильм. Журналистика, как известно, скрупулёзная, занудная и ответственная работа. И именно так и исполнена эта картина о самом громком общественном скандале начала 2000-х.

S_09159.CR2

Марти (Лив Шрайбер) начинает работать редактором в газете Boston Globe и знакомится с отделом Spotlight, который занимается длительными и кропотливыми расследованиями. Он поручает Робби (Майкл Китон), главе команды, исследовать вопрос о педофиле Джоне Гейгане в католической церкви. К тому времени его уже обвинили в многочисленных домогательствам к детям, однако один бостонский адвокат Гарабедян (Стэнли Туччи) утверждает, что архиепископ Бостона покрывал насильника. И не только, как оказывается, его. Повествование изначально фокусируется на Майкле (Марк Руффало), который находит контакт с заваленным исками юристом.

still-of-stanley-tucci-and-mark-ruffalo-in-spotlight-(2015)-large-picture

Сила подобных фильмов в эскалации и понимания героями своего положения. История начинается с выглядящего бесперспективным разговора с раздраженным адвокатом, который, похоже, и сам не рад, что ввязался в изначально проигранную битву с католической церковью. Чем дальше, тем больше поражает осознание ситуации, не только бостонской, а мировой, и не только с католиками, а со всеми конфессиями. Режиссер Том МакКарти после предыдущих работ (последняя — «Сапожник» с Адамом Сэндлером) каким-то чудом нащупал идеальную интонацию: честную, как настоящий журналист, тихую, как разговоры в оупенспейсе Boston Globe. Будничность работы репортера подчеркивает очевидность и ужас, грехопадение современного мирового порядка. Поэтому аутентичность и документальная точность были в приоритете. В съемках активно участвовали сами журналисты, ныне лауреаты Пулитцеровской премии, они даже воспроизвели расположение вещей на своих рабочих столах.

S_07041.CR2

Если продолжить естественное сравнение с «Игрой на понижение», то Spotlight без модного заигрывания со зрителем и дежурного морализаторства выглядит банально смелее. И там, и там демонстрируется мощнейший взрыв, финансовый и общественный, но в картине о журналистах не гремит пафос и не читают проповеди, словно над репликами поработал газетный редактор. В этом сила и фильма, и тех, кто делает для человечества настоящую исследовательскую работу: тихо и незаметно менять мир, изобличая скверну, с которой священники якобы борются с помощью заученных ритуалов. Да, велик шанс, что пресыщенный зритель махнёт рукой на фильм с двумя десятками второстепенных героев, как такой же читатель забил на прочтение лонгридов из бумажной прессы, переключившись на кликбейты про котиков.

Но Библия учит:

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!