Феномен Сталкера, часть 4: наследие серии

После новостей об отмене S.T.A.L.K.E.R. 2 складывается ошибочное мнение, что популярность и обсуждаемость франшизы спала на нет. Однако после отмены, коммьюнити стало проявлять еще большую активность. Количество выходивших модификаций к каждой части трилогии увеличивалось в прогрессии с каждым годом. Мир увидели как глобальные модификации (OGSM, Misery, Lost Alpha, Call of Chernobyl, Тайные Тропы, SGM), так и множество мелких патчей, аддонов, графических и геймплейных паков. Старый добрый сталкер озарился новыми красками. Фанаты серии и игроки, в прошлом недовольные качеством проекта, получили уникальную возможность изменить игру вплоть до мельчайших деталей.

С выходом разного рода «народных солянок» S.T.A.L.K.E.R. стал постепенно становиться не просто игрой, а платформой для моддинга. После релиза глобальных модификаций (критическое влияние оказали Misery и Call of Chernobyl) серия окончательно закрепила за собой такой статус в кругу фанатского сообщества. На сегодняшний день можно собрать свой сталкер в котором будут присутствовать абсолютно все локации из каждой части, доведенные до ума невошедшие карты из предрелизных билдов и, конечно же, уникальные локации, созданные умелыми мапперами. После, этот базовый набор дополняется паком сбалансированного, созданного практически с нуля оружия и отполированной как внешне, так и по характеристикам брони. У каждого ствола теперь есть уникальные анимации, высокополигональная ретекстуренная модель и качественные звуки. Теперь эту «базу» можно приправить и мелкими аддонами, счет которых идет на сотни: динамические аномалии меняющие свое расположение после каждого выброса, сталкерская сеть в игровом ПДА, правки A-Life, общий уровень сложности и т.д.

Так, из обычного «Сталкера» теперь можно сделать как добротное сюжетное приключение, с почти безупречным следованием лору, так четко прослеживаемом в книжной серии (Тайные Тропы, Пространственная Аномалия), так и хардкорный survival с правдоподобной механикой стрельбы, смертью от одного-двух точных попаданий, вне зависимости от надетой брони, жаждой, голодом, необходимостью сна и целым роем жизненно необходимых вольному сталкеру геймплейных мелочей (Misery, Lost World, Call of Chernobyl).

На этом воодушевляющем моменте следует вспомнить заявление Тодда Говарда по поводу набора для создания модификаций для серии The Elder Scrolls: «Construction Set стал результатом общего стремления создать вместо обычной игры своеобразную “ролевую операционную систему”, способную расширяться и изменяться». С уверенностью можно заверить, что тот же самый результат наблюдается в серии S.T.A.L.K.E.R. Очередной плюс модификаций любительские патчи, которые исправляют большинство известных багов. Многие моды добавляют свою часть новых багов, однако большинство их лечится оперативными хотфиксами. Вопрос о качестве пользовательского контента однозначно возникает в любой игре, где есть модификации. Однако, как показывает практика, действительно ценный контент вроде глобальных/standalone модов стоит того, чтобы потратить час своего времени на точную настройку всей модификации для последующей комфортной игры в добротный и качественно сделанный сталкер.

В 2014 году в сеть была слита играбельная сборка заветного моддерского долгостроя Lost Alpha, который сталкерское коммьюнити терпеливо ожидало также как первые «Тени Чернобыля». Команда Dezowave обещала выпустить S.T.A.L.K.E.R. со всеми обещанными, но впоследствии вырезанными GSC на релизе геймплейными механиками, NPC, локациями и т.д. Фанаты ждали ту самую эталонную Модификацию. Однако, после своего выхода, Lost Alpha оставила только привкус разочарования: слитую версию оперативно обновляли новыми патчами, а через три года вышла Lost Alpha Director’s Cut, которая и стала финальным билдом.

Франшиза S.T.A.L.K.E.R. обязана Lost Alpha тем, что во все том же 2014 на игру обрушился информационный вихрь: изо всех углов начали появляться новости о том, что Lost Alpha может быть выпущена в качестве официального аддона при полной поддержке GSC. Однако дальше новостей дело не зашло, а Сергей Григорович, по своей привычке, предпочел не комментировать все еженедельно появляющиеся новости.

Создавая концепт S.T.A.L.K.E.R. 2, GSC стоило бы отталкиваться не только от канонической трилогии и делать улучшения основанные на вышедших играх серии. Как было сказано выше, пользовательские модификации подняли планку оригинальных игр на несколько порядков. Зная амбиции GSC, желание создать очередной «Тот Самый S.T.A.L.K.E.R» может обернуться всем известным исходом. Упомянутый ранее писатель Андрей Левицкий в одном интервью рассказал о готовых сюжетных кусках, которые были вырезаны из игры перед релизом. Среди удаленных моментов было много пересечений с деталями книжного лора, которые с избытком дополняли внутриигровую вселенную. С точки зрения части сталкерского коммьюнити, новая часть франшизы выйдет идеальной если разработчики уделят должное внимание деталям канонической вселенной которую книжная серия произведений развила до небывалых высот. К тому же, хочется верить, что «Кино S.T.A.L.K.E.R.» все-таки сбросит с себя статус замороженного проекта, когда команда GSC вновь вернет свои позиции, пускай это случится и после релиза S.T.A.L.K.E.R. 2.Разбор «Феномена Сталкера» невозможно поместить всего лишь в одну статью поскольку за последние 10 лет возникло несколько новых вселенных, которые после объединились друг с другом. Рассматривать этот мир со стороны одной видеоигры неуместно из-за того, что герои, места и события уже чересчур тесно связаны с литературной серией, которой в один момент пришлось уйти в противоположную от игры сторону, тем не менее, оставаясь частью той же вселенной. Безусловный столп этой франшизы — «Пикник на обочине» как Большой Взрыв, дающий начало всему, что здесь происходит.

Таким образом, неважно в каком виде выйдет S.T.A.L.K.E.R. 2, одно известно точно феномен Сталкера будет жить еще довольно долгое время благодаря творческому коммьюнити. Только представьте себе, сколько нерассказанных секретов по сей день хранит в себе Зона.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!