Ни для кого не секрет, что наша история — это непрекращающийся цикл повторений, и индустрия развлечений прекрасный тому пример. В кинематографе и сериалах редко ищут новые способы подачи сюжета, стараясь все больше использовать знакомые зрителю тропы, дабы не отпугнуть его чем-то новым и неизвестным. Иногда эта излишняя осторожность приводит к довольно печальным результатам, но сегодня история про совсем другой исход.
Stranger Things это новый сериал от стримингового сервиса Netflix, который запустили вместо взявшего паузу Sense 8 Вачовски. И такой размен оказался довольно-таки неплохим. Но для начала давайте разберемся и честно ответим на пару очень важных вопросов. Любите ли вы творчество Стивена Кинга? Приходили ли вы в детстве в восторг от фантастических фильмов 80-х, где главными героями были дети, столкнувшиеся с чем-то неизведанным? Испытывали ли вы острое чувство ностальгии во время просмотра Абрамсовского «Супер 8»? Если наше короткое «бинго» закончилось для вас тройным «да», то конкретно вам мне ничего объяснять не нужно, скорей всего вы уже залпом проглотили детище братьев Дафферов и ждете добавки.
А вот как быть с человеком, не заставшим сей важный культурный пласт? Не видевшим «Инопланетянина», «Близкие контакты третьей степени» и «Гремлинов»? Довольно сложный вопрос. Ведь на искренней любви к подобного рода произведениями во многом и строится первое очарование «Странных вещей». Давайте будем откровенными, как бы это в глазах многих ни звучало, но это шоу совсем не оригинальный проект, но при этом данный факт не является каким-то упреком. Ведь даже если отбросить импринтинг из детства (или его отсутствие), все же так или иначе слышали про типичные меленькие городки, затерянные в середине штата, маленьких детей, попадающих в самый центр событий, подростков, думающих только о себе, взрослых, потерявших связь с реальностью, и, разумеется, опасных людей в костюмах и черных плащах, представляющих правительство.
Из всех этих ключевых элементов и состоит данный сериал, но выдающимся его делает не сколько точное копирование эпохи, а более точное и искреннее исполнение. Ведь если сейчас сесть и пересмотреть ту самую классику восьмидесятых, сложно будет не заметить шероховатостей сценария, не всегда выдающуюся актерскую игру и антропоморфные спецэффекты. А в Stranger Things всего этого нет. Он вылизан, но не до раздражающего блеска. Пугает, но не до икоты и кошмаров. И если в нем смешно, то причина для смеха всегда будет с приятными нотками драматизма.
Еще отдельная история — актеры. Про взрослых людей говорить, конечно, особенно нечего, ибо там солирует только одна восхитительная и безумная Вайнона Райдер, к которой периодически присоединяется Дэвид Харбор из The Newsroom. И многие критики говорят, чуть ли не о лучшей роли в ее карьере. Но про все это забываешь, глядя на основную четверку детей. Надо быть очень талантливым режиссером и продюсером, чтобы умудриться из буквально ниоткуда найти и достать ребят, чей актерский талант стоит нескольких людей постарше. Вы полюбите их всех: весельчака Гейтена Матараццо, серьезного Калеба МакЛафлина, смелого Финна Вулфарда и тихую, но опасную Милли Браун.
Не забывайте главную последнюю тенденцию современной индустрии развлечений. «Странные вещи» — это продукт, сделанный гиком для гиков, то есть одним фанатом для других фанатов. От повседневного окружения героев реально наворачиваются слезы умиления: сеансы D&D, отсылки к «Звездным войнам» и «Властелину колец», постеры Evil Dead и The Thing, красующиеся в спальнях на стенах, соответствующая музыка (срочно дайте мне саундтрек!) и самая настоящая Наука для достижения необходимых целей. Даже не знаю, насколько надо быть черствым, чтобы остаться равнодушным к этому великолепию.
Правда, насчет «великолепия» есть пара оговорок. Во-первых, по меркам того же Netflix сериал неприлично короток. Всего 8 эпизодов по 40-50 минут, когда стандартный хронометраж любого оригинального шоу — 13 серий, это как-то непонятно. Возможно, создатели тем самым хотели подчеркнуть целостность их продукта, ведь в нем нет проходных моментов, и фактически он представляет собой очень длинный фильм, в который почти нечего добавить.
Вторая оговорка касается концовки. В том смысле, что для проекта, в котором все ясно изначально, она оставляет слишком много вопросов. То есть, как будто сериал все время был оммажем 80-м, а потом вдруг вспомнил про финалы нулевых, когда ничего не понятно, и никто ничего не объясняет. Зачем шериф садился в машину к людям в плащах? Кому оставлял в лесу вафли? И если оставлял тому, кому мы думаем, то смысл этой конспирации? Что выйдет из отсылки к «Ловцу снов» перед рождественским ужином Майка? И я надеюсь, все видели треснувшее яйцо в Upside Down?
Всеми этими вопросами гораздо приятней было бы задаваться, если бы стриминговый сервис уже объявил о продлении своего детища. Однако почему-то этого пока не происходит. Возможно, потому что сериал посмотрело еще слишком мало людей, но верится в это как-то с трудом. Очень не хотелось бы, чтоб столь удачная задумка от товарищей, которые буквально всегда выстреливают в десятку оригинальными проектами, вдруг едва коснулась мишени.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!