Stygian: Reign of the Old Ones — Лавкрафтовщина

Подопечные понемногу сходят с ума. Шаг за шагом, одно ужасное столкновение с неизведанным за другим, помешательство пробирается в их сознание. Иначе и не могло быть. Аркхем с окрестностями пропал с лица Земли, будто нечто огромной лапищей выдернуло кусок земной тверди, забрав в свой мир, полный адских созданий и самых сокровенных тайн. Спасение, добро, справедливость — пустой звук, городом правят бесчестные гангстеры вместе с кровожадными культистами. Сопротивление давным-давно сломлено, раздавлено тяжелой поступью поклонников Древних. Все, кто не с ними, влачат жалкое существование без надежды и каких-либо иллюзий о счастливом будущем. 

Ктулху пробудился.

В Stygian: Reign of the Old Ones вам придется забыть о спасении мира и оставить защиту обездоленных другим, более светлым вселенным. Здесь главенствуют безысходность и неведомое, перед которым обычный человек бессилен. Даже главный квест — поиски человека без лица — выглядит скорее попыткой найти себе цель в океане безумия. Откуда появились твари в окрестностях Аркхема? Куда вообще занесло его жителей? Существует ли еще что-то за пределами этого городка? Сюжет поднимает множество вопросов и ответит далеко не на все из них, ведь есть вещи за гранью чьего-либо понимания. Во всяком случае, не с первого прохождения.

Stygian можно назвать настоящим праздником для фанатов «Страны Лавкрафта». Тут вам и вариация «Шепчущего во тьме», и склады Маршей, а один из возможных напарников — главный герой рассказа «Изгой», преисполненный ненависти к себе, и так далее. Чем дальше вы продвигаетесь, тем более полоумные ситуации происходят. При этом новые персонажи хорошо дополняют окружающее безумие, не теряясь на его фоне, а обилие классических сюжетов не сливается в кашу.

При создании протагониста у вас есть возможность выбрать множество факторов, которые так или иначе повлияют на происходящее: возраст, пол, мировоззрение, архетип и навыки. Хотите хитрого и обаятельного героя? Попробуйте артиста с максимум красноречия, с упором в скрытность. Нравится тщательно исследовать окружающий мир? Есть вариант пройти за детектива с повышенным вниманием к деталям. Архетипов восемь штук, так что есть, где развернуться. При этом стоит соответствующе «отыгрывать» выбранного персонажа, так как игра каждый раз поощряет опытом и улучшением психического здоровья правильно выбранные варианты диалогов, а за откровенную околесицу будет карать и усугублять депрессию . Скажем так, материалисту плохо подходят идеи религиозных фанатиков и наоборот.

Любителям стычек здесь тоже рады, но не так сильно. Дело в том, что у каждого персонажа есть определенный уровень отчаяния и он активно заполняется после боев. Как только вы превысите максимальное значение, придется выбирать негативную особенность персонажа: минус к здоровью, повышенный шанс провала при ударе и так далее. По сути это анти-левел-ап и плата за использование огнестрела. Добавьте сюда еще и уровень рассудка, который постепенно уменьшается от заклинаний, встреч с различными монстрами или просто ужасными ситуациями. Если он упадет до нуля, ваш герой сойдет с ума и игра закончится.

Психическое состояние напрямую влияет и на то, как игра выглядит. Если в первый час игры у вас обычные краски и преимущественно серые и коричневые оттенки реально Аркхэма, то уже через 5-10 картинка будет совсем иная. Вырвиглазная палитра будет стекать с экрана, обнажаю всю природу безумия, накрывающего героя. Получил шизофрению — получи один фильтр. Словил паранойю — игра превращается будто в детскую раскраску. И только цветовыми сдвигами игрок не ограничится, потому что разработчики под каждый тип безумия меняют и окружение. Не пытайтесь поймать выглядывающего из-за шкафа голого мужика, его там нет…

Stygian требует от игрока рассудительности (как бы это странно не звучало) и внимания к деталям. Например, в темных помещениях стоит использовать лампу, иначе ваши герои будут постоянно промазывать; где-то в записках спрятана метка ящика, в котором хранятся нужные для задания вещи; перед важным квестом стоит дать вашим персонажам поспать и восстановить рассудок. История превращается в непростое детективное путешествие по безумному миру, где нужно время от времени дать сознанию отдохнуть, много читать и постоянно изучать окружение, благо подсвечивание объектов по нажатию на Alt работает безотказно.

Происходящее не ограничено только Аркхемом, вам будут доступны также и прилежащие окрестности, которые открываются постепенно. Вот только путешествие по глобальной карте опасно, и к нему стоит подготовиться, так как по пути может случиться всякое.

Сюжетное безумие подкрепляется также геймплейными фишками, которые повышают и без того высокий уровень хардкора в RPG: заклинания требуют кровавых подношений от колдунов; лекарства вызывают привыкание и могут превратить героя в наркомана; персонаж может впасть в истерику прямо во время боя и прочее-прочее. Даже просто нежелание Изгоя заходить в здания выглядит приятной мелочью, которая немножко дополняет общую картину.

При этом немудрено, что игра не поощряет бои, ведь они здесь выглядят слабо на фоне отличного сюжета. Казалось бы, пошаговость в духе The Banner Saga, заклинания, укрытия и потеря рассудка должны разнообразить стычки с противниками, но вышло не особо. Каждая встреча с врагом выглядит как затянутая перестрелка лоб в лоб, а персонажи часто делают не то, что нужно, враги ведут себя странно, в т.ч. и из-за багов. Происходящее сильно затягивается, а в бои вступать хочется в самом деле все меньше и меньше. Такая задумка? Отнюдь. У некоторых противников есть интересные способности, действие которых потом ощущается и вне боя, но лучше от того не становится. В итоге хочется просто продолжать изучать мир и искать пути обхода, благо игра позволяет обойтись без стычек в большинстве ситуаций.

Баги прокрались не только во встречи с врагами и это та ложка дегтя, которая мешает наслаждаться происходящим. То лампа вдруг постоянно начнет выжирать запасы масла, то застрянете на одном месте, то камера зависнет на одном месте и вам придется перезагружаться, и так далее. Правда, игра автоматически сохраняется при входе на новый уровень, а разработчики активно исправляют проблемы, но пока что остается неприятный осадок, который стоит учитывать.

Cultic Games бережно перенесли атмосферу безнадеги и ужаса перед неизведанным, царящей в произведениях Лавкрафта, сдобрив ее хорошими геймплейными идеями. В таком сложном сделанном от руки произведении не обошлось без слабых сторон и неприятных багов, но ради происходящего в Stygian безумия и вариативности можно закрыть глаза на недочеты и отдаться течению, которое обязательно унесет вас в лапы настоящего помешательства.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!