Суспирия — Смерть во имя искусства

В 1977 году итальянский режиссер Дарио Ардженто выпустил хоррор с таинственным названием «Суспирия», который критики назвали вершиной творчества мастера. Картина стала культовой, во многом за счет новаторских приемов, которые использовал Ардженто: резкая цветовая палитра, необычный стиль монтажа, странная музыка, происходит черти что. Эта совокупность стала визитной карточкой фильма и оказывала немалое психологическое давление на зрителя. Все это смог переосмыслить и в видоизмененной форме перенести в ремейк «Суспирии» Лука Гуаданьино. После оглушительного успеха его киноленты «Зови меня своим именем» киноманы с нетерпением ждали выхода в прокат новой работы автора и это ожидание стоило того.

Подобно тому, как сценическое искусство поделено на акты, Лука решает разделить повествование о балетной школе на шесть действий. Он не повторяет оригинальный сценарий и оставляет место для собственной драматургии, сохранив центральную идею сюжета. Одаренная американская танцовщица Сьюзи (Дакота Джонсон) приезжает в немецкую балетную школу, где преподают современные техники исполнения хореографии. Ей удается поразить преподавателей своим выступлением, в частности мадам Бланк (Тильда Суинтон). Уверенная в себе девушка почти сразу получает главную роль в постановке, однако вскоре начинает ощущать в себе необъяснимые изменения, а специфические ночные кошмары одолевают ее по ночам. Главным отличием картины Гуаданьино стал отказ представлять главную в роли наивной жертвы, в связи с чем лента приобрела феминистический оттенок. Сьюзи здесь сильная и осознанная девушка, отстаивающая свое мнение с самого своего появления в школе. Она с самого начала общается с преподавателями на равных и проявляет холодную настойчивость.

Возвращаясь к различиям между лентами, Лука перенес действие из Фрайбурга в Берлин, причем в тот самый год, когда вышел фильм Ардженто. Перед нами наполненный беспорядками, серый и холодный, разделенный стеной город. Кажется, единственное что служит нитью, соединяющей его части, – это, как ни смешно, поездки туда и обратно пожилого еврейского психиатра. К слову, врача играет все та же Тильда Суинтон. В определенный момент создатели картины заявили, что это дебют некоего актера по имени Лутц Эберсдорф, но в это мало кто поверил. Согласно конспирологической теории фанатов, фамилию псевдонима можно перевести с немецкого на английский как «Swine-town».

Самое главное оружие Гуаданьино – невероятно атмосферная эстетика его работ. Даже самые нелицеприятные сцены поданы он дает в перемешку с неописуемой красотой танца. Его почерк считывается в доскональной проработке деталей фильма, начиная от внимания к элементам интерьера и мизансцен, заканчивая безмолвной передачей ощущений актерами. Лука очень любит сцены, в которых герои смотрят в камеру, выражая свое отношение к собеседнику. В своем перфекционизме он имеет много общего с Полом Томасом Андерсоном. Стена дома психиатра украшена вырезанной надписью с инициалами влюбленных, косметика на лицах девушек отсутствует, все внимание сосредоточено на пластике и человеческой энергетике, которая льется на зрителя через экран. Когда балерины начинают исполнять контемпорари оторваться абсолютно невозможно и остается только зачарованно наблюдать за их движениями под аккомпанемент Тома Йорка. Если лента Ардженто была образцовым хоррором и прекрасно выполняла задачу накалить нервы до бела, то работа Луки является таким же арт-перфомансом, как и выступления девушек. Это все равно, что противопоставлять классический балет и контемп.

Гуаданьино не ставит целью напугать кого-либо, он красиво и местами очень мрачно высказывается на темы, лежащие в совершенно разных плоскостях и при этом грамотно укладывает их в одном произведении. Помимо пресловутого феминизма, режиссер говорит и о человеческих взаимоотношениях в целом, и рассуждает об идейной основе зла. Жанр «ужасов» обязывает Ардженто разделять персонажей на хороших и плохих, и ведьмы, разумеется, выступают в роли последних. Лука отказывается от каких-либо оценочных категорий и смещает негативный фокус в сторону фашизма, оставляя его в буквальном смысле за стеной. Так же буквально жертв убивает сам акт искусства, а не рука злодея.

Работы Гуаданьино вообще сложно вписываются в рамки одного жанра. Фильм «Зови меня своим именем» не укладывается в жанр гей-драма, это совершенно авторское произведение. Точно также не удастся навесить какой-либо ярлык на новую его картину. Однако это все та же, многим полюбившаяся «Суспирия», сохранившая свою выразительность, но исполненная иначе. И это прекрасно, ведь снять очередной безыдейный и безвкусный ремейк было бы непростительно по отношению к оригиналу. Полностью это осознавая Лука создает произведение искусства, которое представляет собой дань уважения и аутентичному джалло, и самому Ардженто.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!