Величайший шоумен — Обмана много не бывает

Маленький Финеас всегда мечтал о собственном цирке и дочери местного богача Черити (Мишель Уильямс). Но ни то, ни другое не было под силу заполучить лохматому сыну портного пока ему в голову не пришла уникальная идея — вместо набивших оскомину силачей и дрессированных зверушек показывать публике бородатых женщин, сиамских близнецов, русалок и лилипутов. Для осуществления мечты Барнум приобретает дешевый музей городских диковинок, где открывает театр и ставит «величайшее шоу на Земле». Трэш-шапито так понравилось зрителям, что уже к 30 годам Финеас Тейлор Барнум (Хью Джекман) стал крупнейшей фигурой американского шоу-бизнеса XIX века.

«Величайший шоумен», бесспорно, превосходно снят, спет и сыгран. От пролога с вокальной партией бородатой женщины и до бурлеска в финале. Но обсуждать его скучно. Дело в том, что лента представляет собой абсолютно статичное «рождественское кино». Этот условный жанр существует в Голливуде чуть ли не с момента его основания. Причём в таких фильмах наличие елки, подарков и хохочущего Санты вовсе не обязательно. Главное, чтобы картина была семейной и пропагандировала традиционные ценности: добро, любовь и победу над злом. Такие фильмы выпускают в прокат в период национальных каникул, чтобы они сумели охватить максимально широкую аудиторию и заработать столько денег, сколько в другое время года им бы не удалось.

Много лет на самые кассовые даты ставили многомиллионные блокбастеры, но прошлогодний «Ла-Ла Ленд» показал, что вместо эпичных баталий зрители хотят видеть на экране камерные истории, желательно про любовь. При бюджете 30 млн. долларов фильм Дэмьена Шазелла заработал 400, прихватив вдобавок целый ворох «Оскаров». Подобное не могло остаться незамеченным, и боссы 20th Century Fox решили нанять режиссера-дебютанта, который под их строгим руководством сможет сделать что-то похожее. Так получился «Величайший шоумен».

Поэтому в картине нет ни идей, ни авторских решений как у Шазелла или Мишеля Хазанавичуса, который сделал «Артиста» немым мюзиклом. Режиссёр Майкл Грэйси, подобно прилежному хорошисту, срисовывает с известной картинки, но наполнить полотно собственным творчеством не в состоянии. Пустоту прикрывают обилием песен, среди которых есть одна запоминающаяся. «This is Me» неизбежно станет «City of Stars» этого года. Но даже она абсолютно попсова и призвана понравиться абсолютно всем. Именно эта математически выверенная стерильность убивает фильм. Поэтому ни о каком смысловом наполнении и даже элементарной искренности речи не идёт.

Единственный кто старается вытащить ленту из состояния безжизненного мотка пленки — Хью Джекман. У него уже есть опыт съёмки в мюзиклах («Отверженные»), поёт он прекрасно, да и предлагает зрителю несколько иной образ. После бородатого алкоголика из «Логана» он преобразился в гладко выбритого балагура. Целых два часа он скачет по экрану, беспрерывно шутит и играет бровями, как Джек Николсон в его лучшие годы. На фоне Джекмана остальная плеяда звёзд выглядит как кардебалет, призванный оттенить приму спектакля. Жаль, что для хорошего фильма его стараний все равно не достаточно.

Но как развлечение «Величайший шоумен» работает безотказно. Яркие огни, пестрые наряды, постоянно поющие персонажи и цирковой антураж. Создатели знают как сделать шоу не хуже чем у реального Финеаса Барнума. Финальные 20 минут почти беспрерывного танца с обилием фейерверков это подтверждают. А для фильма, который выходит в прокат во время новогодних праздников, именно зрелищность является решающим фактом для просмотра. Пойти в кино с мамой, девушкой или шумной компанией — вариант беспроигрышный. Но помните, что больше всего «Величайший шоумен» похож на цирковую ширму, задача которой прикрывать ничем не примечательную стену. Посмотреть на максимально большом экране, восхититься постановкой и забыть. Не самое плохое начало года, учитывая то, что впереди нас ждёт много отличного кино.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!