Последняя дуэль — Истина в последней инстанции

Наверное, не секрет, что многие из нас ждали, когда же Ридли Скотт окончательно охладеет к холодному космосу и вернется на родную Землю. Чисто по-человечески немного жаль, что ответвление вселенной ксеноморфов так и не было полноценно принято зрителями. Другое дело, что жанр «исторического кино» тоже не был сильно благосклонен к британскому постановщику в последнее время. «Все деньги мира» стали жертвой скандала вокруг Кевина Спейси, а «Исход» подвергся обструкции за довольно своеобразное отношение к известным библейским событиям. К счастью для нас, Скотта, судя по его карьере, крайне трудно смутить провалами или смешанными отзывами, поэтому он очень уверенно продолжает гнуть линию человека, который прекрасно знает, что он делает. И в «Последней дуэли» его мотивы наконец-то совпадают со зрительскими.

Если вы никогда до этого не слышали о Жане де Карруже, то в этом нет ничего удивительного. Во-первых, в современных школах редко хорошо уделают внимание истории зарубежных государств. К тому же Франция во времена Столетней войны находилась в таком раздробленном состоянии, что наше Смутное время отдыхает. Тем не менее, благодаря поединку с Жаком Ле Гри, имя французского рыцаря известно не только знатокам истории. Большой голливудский фильм определённо поспособствует популяризации данной исторической фигуры, но стоит сразу же предупредить, что в «Дуэли» эмоциональным центром сюжета является все же героиня Джоди Комер, которая в какой-то степени предвосхищает движение #MeToo за несколько столетий до него, пусть и в рамках времени, когда вся власть все равно была в руках мужчин.

По своей сути картина делится на три главы, по одной на каждого значимого персонажа, но при этом старается не растворить истину происходящего в «эффекте Расёмона», где каждый новый рассказчик меняет историю с ног на голову. Здесь лента ближе к сериалу Showtime «Любовники», где есть определенное расхождение видения одних и тех же событий, но их итог очевиден и не требует каких-то иных трактовок. И тут самое главное, что Ридли Скотту удается не свести все только лишь к одному преступлению. Наоборот, он довольно долго подводит нас к мысли о том, как вражда между двумя бывшими боевыми товарищами легко могла вылиться в бой на мечах еще раньше. Просто в один ужасный момент тот, кто думал, что всесилен, перешел черту, которую нельзя было переходить.

Разумеется, наличие нескольких взглядов на одну и ту же ситуацию выливается в то, что некоторые сцены приходится в рамках одной ленты пересматривать по нескольку раз (в том числе и нападение на жену де Карружа). Однако поскольку их разыгрывают такие мастеровитые актеры, каждый заход в уже вроде бы знакомые воды может легко вылиться в куда как более интересное путешествие. Конечно, Адам Драйвер эталонный французский бабник и роль манерного бедокура просто идеально сидит на нем (эх, если бы Кайло Рен был именно ТАКИМ!), а Мэтт Деймон прекрасно давит харизму упертого средневекового солдафона. Но больше всего впечатляет второй план, где внезапно царит Бен Аффлек. Временами кажется, что он выдает чуть ли не двойную злодейскую харизму, и вы вряд ли легко сразу вспомните, где бы он был столь же сопоставимо хорош. Особенно в амплуа закулисного негодяя. И если «дуэлянтов» Комер уделывает одной левой, то превзойти коварного Пьера д’Алансона не удается и ей.

Чего, конечно, не скажешь об изображаемой ей героини, которая на самом деле бросила вызов и власти, и времени, и даже самому Богу. Тем прекрасней, что создатели не стараются сделать персонажа Маргариты назидательным или мученицей, наоборот, кино очень четко демонстрирует всю дремучесть именно Средневековья и выносит больше приговор патриархату и европейской цивилизации, которая после XIV века, очевидно, избавилась далеко не ото всех грехов. Однако в некоторых случаях можно простить и намеренное лукавство, ведь настоящую последнюю дуэль во Франции разыграли почти два века спустя, но тот конфликт едва ли мог поспорить по своему накалу и значимости с битвой де Карружа, к финалу которой очень трудно держать себя в руках вопреки знанию всех исторических фактов. Потому что все-таки сэр Ридли Скотт великий режиссер, готовый окунуть своего зрителя буквально в самую черную грязь и пульсирующую кровь эпохи для того, чтобы потом вместе с ним выйти к свету.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!