«Квантовый вор» Ханну Райаниеми

Иногда хочется отвлечься от очередной книги в более-менее понятных декорациях и почитать что-нибудь странное, тяжелое, чтобы шестеренки в мозге со скрипом вращались в тщетных попытках понять логику выдуманного мира. Выбор пал на «Квантового вора» Ханну Райаниеми. Разочарованным не остался.

События происходят в мире после технологической сингулярности — занимательного момента в развитии человечества, после которого технологический прогресс станет настолько сложным и быстрым, что не будет поддаваться нормальному объяснению. Грань между виртуальным и реальным сотрется, импланты будут у каждого человека, нанотехнологии станут обыденной частью нашей жизни и так далее, масштаб прогресса ограничивается лишь фантазией.

У Райаниеми она, кхм, довольно незаурядная.

Рассказывать о мире «Квантового вора» — неблагодарная работа. Отчасти из-за того, что это лишь первая книга в трилогии и автор задает десятки вопросов читателю, но отвечает лишь на некоторые из них — остальные, будьте добры, читайте в продолжении. Из-за этого взять книгу «наскоком» нельзя, можно очень легко запутаться в хитросплетениях сюжета. Приходится читать вдумчиво, сопоставляя все зацепки и факты, запоминая важные детали мира — но и при таком раскладе можно легко что-то упустить и попасть впросак.

– Хорошо. Но сначала ответь мне: зачем нужна религия? – спрашивает Поль.
Исаак смеется.
– А зачем алкоголь? Раз попробуешь, а потом очень трудно отказаться.

Если вкратце, то после технологической сингулярности в мире произошел некий Коллапс, который сильно повлиял на расстановку сил в Солнечной системе. Люди на отдельных колониях пытаются выжить каждый по-своему, в зависимости от законов отдельного социума. За многими тайнами и секретами стоят великие Основатели, такие себе постчеловеческие полубоги, которые используют силу мертвых душ (гоголов) ради достижения Великой Общей Цели. Кроме них есть еще таинственная раса зоку, которая ушла далеко вперед по техническому прогрессу и лишь косвенно влияет на развитие человечества.

Ничего не понятно? Прекрасно, ведь первая книга лишь слегка задевает общее положение вещей в этой странной вселенной.

the-quantum-thief

Главный герой — Жан ле Фламбер, великий вор, элегантный джентльмен и лучший ум современности предстает перед нами в зеркальной камере Тюрьмы. Надзиратели в ней немножко сумасшедшие создания и заставляют играть своих заключенных в игру: умирать в борьбе с другими заключенными и воскресать опять, пока эта бесконечная пытка не изменит мозг бедной жертвы в лучшую сторону. Жан бы и дальше оставался в тюрьме своего разума, но тут вдруг на помощь приходит странная девушка Миели с черными крыльями, которая дает вору пару оплеух и вытаскивает из западни. Понятное дело, не за просто так.

За оказанную услугу он должен кое-что украсть, вот только есть небольшая загвоздка — Жан забыл обо всем, что было до Тюрьмы, включая очень важные воровские навыки. К счастью, его прежний «Я» оставил некоторые подсказки и тайные послания, которые помогут вернуть память. И первая из них ведет к Марсу, куда герои и отправляются.

И тут понеслась: тайные секты и марионеточные правители; подпольные агенты, играющие сразу за две стороны; древние артефакты и сложные механизмы, способные уничтожить целую планету; подмена личностей и слои воспоминаний; сыщик, преследующий вора и по пути раскрывающий одну из главных тайн своей родины. Что у других авторов могло занять несколько книг, у Райаниеми вмещается в 500 страниц первой части. И это чертовски отлично работает.

Я никогда не рассказываю о своих планах, пока они не сформировались окончательно. Это творческий процесс. Преступники – все равно что артисты, а сыщики – всего лишь критики.

Автор умело плетет свою паутину интриг и тайн, завлекая читателя странными метаморфозами постчеловеческого мира и его дикими законами. И пока мозг тщетно пытается понять, что же происходит, Райаниеми резко выбрасывает один твист за другим и оставляет с открытым ртом и желанием быстро приняться за следующую книгу — ведь столько вопросов еще остались без ответа.

Слегка разочаровали персонажи. Они, конечно, отличные, такая себе парочка вора и надзирателя. Жан ле Фламбер — типичный шалопай, который тем не менее может в нужный момент элегантно расправиться со сложной задачей и выйти легкой походкой из самой безвыходной ситуации с ироничной улыбкой на лице. Миели, наоборот — очень серьезная (на то есть свои причины — очередной скелет в шкафу) и ненавидит вора за его своевольные выходки. Но, в тоже время, она потихоньку привязывается к Жану, спасает в трудные моменты и ее ледяной покров начинает понемножку сходить на нет.

За развитием отношений между персонажами очень интересно наблюдать, вот только Райаниеми банально не хватает на это времени — слишком много тайн и секретов нужно разгадать, слишком много преследователей на хвосте у главных героев, а полубоги опять затевают странную игру. Из-за этого впечатления от характеров персонажей остаются несколько размазанными, но такое можно простить — первая книга в трилогии, еще есть время на проработку героев.

В целом все отлично и смело советую вам оценить «Квантового вора» самим, а мне нужно немножко переварить всю эту информацию и приняться за следующую книгу. Говорят, даже лучше первой.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!