Один из самых ожидаемых фильмов января — «Выживший» не может похвастаться идеальным рейтингом (78/100 на Metacritic, 85% на Rotten Tomatoes в момент написания статьи), но вины в этом исполнителя главной роли Леонардо Ди Каприо или оператора Эммануэля Любецки нет. Пусть фильм не имитирует съёмку одним планом, как «Бёрдмэн», к операторской работе критики почти не придираются. Судя по всему, надо готовиться к захватывающему путешествию, свободно смешивающему мистический трип и кровавую бойню.
Вас выбрасывают на пронизывающий до костей мороз под бесконечное безжалостное небо. Это не погружение, это похоже на то, как если бы с вас сдирали кожу. Виды, которые вызывает к жизни фильм, все как один ошеломительной красоты: захватывающие дух пейзажи, идеальные до безумия крупные планы и маленький полумесяц — все вырисовано с холодной точностью. Но есть в этих картинах место галлюцинациям и болезненности, будто голод и боль довели Гласса до состояния средневекового святого, измученного видениями.
За совершенно разными декорациями прячется тот факт, что «Выживший» очень похож на «Гравитацию» — космический хит, снятый другом и коллегой Иньярриту Альфонсо Куароном. Оба фильма — истории выживания одиночек в максимально враждебных условиях, где простой человек не сможет долго продержаться без снаряжения, не говоря уже о дьявольской смекалке. Оба проекта полагаются на харизму главной звезды, убедительные спецэффекты и гениального оператора Любецки. Оба режиссёра шли на большой риск, начиная съёмки. И оба справились.
Красной нитью через все рецензии проходит прекрасная игра Ди Каприо, которую Академия просто не должна оставить без внимания.
И так начинаются Страсти Дикаприевы. Актёры второго плана все как на подбор потрясающие. Особенно это касается Поултера, который вечно выглядит так, будто готов разрыдаться, и Харди, временами достигающего уровня Бэйна по силе источаемой угрозы. Но большую часть фильма Ди Каприо сам по себе, и если уж за эту роль он не получит «Оскар», ему останется только вписаться в байопик про Мать Терезу.
Некоторым критикам проблемы сюжета показались серьёзными, но даже они отмечают первоклассную операторскую работу и впечатление, которое оставляют картины природы.
«Выживший» — это короткая захватывающая история, Джек Лондон на стероидах, но растянутый на 2 часа и 36 минут. Первый час огромен и внушителен. Чем дальше, тем всё становится меньше, и даже во многозначительных сценах смысл лежит на поверхности, словно звериные шкурки, или с большим успехом отдан на откуп Любецки с его пейзажами первозданного Эдема 19 века, ныне застроенного сетевыми магазинам.
Если коротко, то «Выжившего» стоит в первую очередь оценить как эстетический феномен, жестокий гимн красоте и ужасам природы, который гипнотизирует с первого же кадра. Недостатки в плане драмы и метафизической медитации вылезут немного позже.
Ниже всего фильм оценили в Slant, пройдясь по всем недостаткам сценария. К слову, «Бёрдмэна» в своё время другой критик этого же издания тоже оценил невысоко.
«Выживший» во многих отношениях сильно отходит от характерной для Иньярриту манеры. Когда он снимал первые фильмы по сценариям Гильермо Арриаги, то рисковал запомниться как автор тяжёлых гиперреалистичных мелодрам с заплетающимися, словно лента Мёбиуса, сюжетными линиями. Без Арриаги слабость режиссёра становится ещё заметнее: будучи соавтором сценария вместе с Марком Л. Смитом, он рассматривает историю и сценарий как повод представить свои безумные взгляды на визионерское кино. Прислушайтесь и услышите диалог, который бы ни за что не попал в передачу на The History Channel.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!