В 1823-м году в землях Южной Дакоты условия для жизни были настолько суровы, что с ними вряд ли бы справился и сам Беар Гриллс. Однако человек все-таки уникальное существо, и его воля, особенно воля к жизни, иногда позволяет совершать невероятные вещи, благодаря которым твое имя даже спустя почти 200 лет все еще будет на устах потомков. Таким именем стало, например, имя Хью Гласса, одного из самых известнейших американских следопытов и первопроходцев, отметившегося подвигом по преодолению дистанции свыше 300 километров по дикой местности без еды и снаряжения после боевого столкновения с медведем. Это событие положено в основу романа Майкла Панке 2002 года под названием «Выживший», который затем экранизировал оскароносный режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту.
К слову, история съемок фильма «Выживший», пожалуй, не менее увлекательная, чем сам сюжет картины. За время ее создания режиссер наработал на репутацию перфекциониста похлеще Дэвида Финчера, заставив всю съемочную группу буквально каждый день вытворять невозможные вещи. Он в пух и прах разругался с продюсером из-за финансирования, снимал только на натуре и при естественном освещении, ради которого уехал в другую часть света. При этом нужные «девственные» локации искали (!) пять лет. Он мерз, страдал от жары и разве что не встретился с медведем на реальной опушке. Окупились ли эти старания? Смотря с какой стороны.
Большинство обычных людей услышали о мексиканском постановщике лишь год назад, когда его признанный критиками «Бёрдмэн» отхватил на Оскаре четыре наградных статуэтки. Для режиссера, занимавшегося ранее лишь артхаусом, это был прорыв в массы. Но вот незадача, тот самый рядовой зритель все же недопонял, почему то насквозь синефильское произведение о забытом актере назвали лучшим фильмом 2014 года. Тем не менее, на Иньярриту обратили внимание, а когда выяснилось, что в свой новый проект он затащил самого Леонардо ДиКаприо, даже те, кто презрительно фыркал при упоминании «Неожиданного достоинства невежества», сменили гнев на милость.
В свое время Хорхе Борхес писал, что в драматургии существует только четыре сюжета, и странно, что между историями о возвращении и поиске, он не указал заодно и историю о мести. А ведь именно к этому сводится и общая канва «Выжившего», что делает его, кстати, одним из самых дорогих (бюджет 135 млн. $) фильмов о блюде, которое нужно подавать холодным. Осознание этого приходит постфактум, а во время просмотра ты думаешь лишь о двух вещах: нечеловеческих страданиях маунтинмена и бесконечно прекрасной картинке.
Если кто-то вдруг решил, что на «Бёрдмэне» великий Эммануэль Любецки достиг потолка, то у меня для вас крайне приятная новость. Это был всего лишь промежуточный этап. Настоящее чудо ждет зрителя именно на «Выжившем», где камера делает все, что заблагорассудится, создавая невероятный эффект погружения и переживания. За текущий год много кто пытался заигрывать с долгими операторскими планами. В какой-то момент даже я перестал обращать на них внимание. Ну да, есть такая сцена в таком-то фильме, но кино же должно быть интересно не только этим. А вот на «Выжившем» как раз снова перехватывает дыхание во время подобных пируэтов, когда на лагерь по добыче пушнины вдруг нападают индейцы, или главный герой сталкивается в лесу с медведицей. Зритель находится словно не в кресле кинотеатра, а по ту сторону экрана, где зловонное дыхание зверя обдает не только мистера Гласса, но и невольного наблюдателя. Какой там 4Dx! Непосредственная магия кино прямо в действии.
Но, к сожалению, на технической части «Выжившего» все разговоры по существу и заканчиваются. И если бы киноакадемики давали своих золотых болванчиков только за то, как человек на экране изображает боль и страдания, у Леонардо Ди Каприо не было бы конкурентов в этом году. А кино, как было сказано ранее, должно быть ценно не в единственном аспекте. Иначе, возведя данную картину в кинематографический абсолют, мы однажды поймаем себя на мысли, что и «Трансформеры» с точки зрения компьютерной графики — выдающееся (кхм!) произведение. За самым знаменитым актером интересно наблюдать, но скорей из любопытства по поводу очередных испытаний, сбрасываемых на него фильмом. Подраться с медведем и остаться распотрошенным до костей — есть. Быть похороненным заживо — есть. Сплавиться по бушующей реке — есть. Упасть с горы на лошади — получите и распишитесь. Временами даже возвращается отчаянная мысль, посещавшая меня во время просмотра новых «Зловещих мертвецов»: «Нельзя же так с людьми!» Собственно, поэтому никто никогда и не говорит, что человеку, которого в очередном ужастике съемочная группа и специалисты по гриму и эффекту калечат только так, стоит выдвинуться на Оскар. А Иньярриту невольно пытается сказать обратное, и с этим очень трудно согласиться.
Ему, безусловно, удалось показать, насколько сурова и прекрасна бывает природа и как ничтожно мал человек с его стремлениями на фоне белоснежных просторов, величественных гор и деревьев. Но для продукта чистой поэзии самой поэзии в фильме преступно мало. Если говорить об актерских прорывах, то на фоне отличного Тома Харди и в который раз приятного удивляющего Донала Глисона даже реальное изнасилование медведем не смогло бы заставить нас говорить о ленте как о фильме с выдающимся Леонардо ДиКаприо. Потому что кино в буквальном и переносном смысле делает не он, а тот самый парень с новейшей камерой от компании ARRI. Парень по имени Эммануэль Любецки.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!