Форма воды — Кровь и любовь

Новый день для Элайзы (Салли Хокинс) начался обыденно: проснулась, сварила куриное яйцо, помастурбировала, начистила до блеска туфли и пошла на работу. Трудится девушка уборщицей в секретной военной лаборатории, но в тайны нос не суёт, да и рассказать об увиденном Элайза не сможет — она немая. Однажды, харизматичный агент Ричард Стрикленд (Майкл Шеннон), привозит на базу цистерну с водоплавающим чудовищем, которое выловил где-то на Амазонке. Тем временем на дворе 1962 год. Советский Союз опережает США в космической гонке, поэтому американские учёные решают изучить монстра и отправить его вслед за Гагариным. Никто не ожидал, что хрупкая поломойка влюбится в невольного космонавта и попытается вызволить его из лап правительства.

Католик по воспитанию и исследователь всевозможной чертовщины по профессии, Гильермо дель Торо за карьеру снял массу фильмов разной направленности («Лабиринт Фавна», «Хеллбой», «Блэйд-2», «Тихоокеанский рубеж»). При обилии сюжетов, почерк мексиканского постановщика легко угадывается, ведь дель Торо в своих картинах делает сверхъестественное частью повседневной рутины. Вспомните заполненные вампирами ночные клубы, дуб, в котором живёт исполинская жаба, демона, вместо бритья пилящего по утрам растущие рога, и страшных кайдзю, которые в итоге стали игрушками и средством для потенции. В мире дель Торо возможно всё, поэтому сумасшедший на первый взгляд сюжет «Формы воды» не стоит воспринимать, как фантасмагорию. В первую очередь, это замечательное правозащитное кино.

Ведь кто, если не дель Торо, вступится за всех этих клыкастых тварей, которых принято бояться в течение фильма и победить в финале. «Монстры» у мексиканского постановщика — угнетенное обществом меньшинство: калеки (сама Элайза), гомосексуалисты (её друг-художник, сыгранный Ричардом Дженкинсом) и те, кто не соответствуют канонам красоты (антропоид).
Режиссёр смотрит на этих персонажей иначе, без отвращения, с грустью. Он традиционно вступается за обиженных. На этот раз у мексиканца получилось так хорошо, что за благородный поступок кинематографисты осыпали его ворохом престижных наград. Естественно, дель Торо намного больше симпатизирует «чудовищам», чем людям, которые традиционно становятся самыми страшными персонажами его картин. Только теперь, вместо привычных фашистов, антагонистами стали сотрудники спецслужб — сплошь садисты. Есть даже угрюмый кэгэбэшник с красноречивой фамилией Михалков.

При этом жанровая принадлежность фильма для режиссёра стандартная. «Форма воды» — это смесь романтической сказки и хоррора, а ещё своеобразный сборник сюжетов из «Человека-амфибии», «Существа из Черной Лагуны» и «Красавицы и чудовища». Принцессу играет англичанка Салли Хокинс, поразившая синефилов своей ролью в фильме «Беззаботная» пять лет назад. Сам дель Торо не раз говорил, что образ Элайзы был создан исключительно для этой актрисы. Грациозная красота Хокинс способна растопить даже сердце рыбы-мутанта, любимым лакомством которого является человеческое мясо. Ихтиандра изображает загримированный Даг Джонс, который после этой роли может считаться лучшей амфибией в истории кино, переплюнув даже своего Эйба Сапиена из «Хеллбоя». Но, вопреки ожиданиям, чудовище в этой истории не он. Хладнокровный садист Майкл Шеннон также влюбился в несчастную уборщицу, но только потому, что она молчит. А после криков замученных им людей на работе ему нужна тишина дома. К середине фильма из многочисленных персонажей дель Торо плетёт клубок из пересечений и взаимодействий. Получилось так хорошо, что «Форма воды» является первым фильмом мастера за последние 10 лет, где за героями наблюдать гораздо интереснее чем за окружающим их антуражем.

При этом визуальный ряд у фильма эталонный. Дан Лаустен — оператор фильма и давний друг режиссёра, работавший с ним над «Багровым пиком», на два часа окунает зрителя во все краски водного мира, от лазурного до кромешного черного. Иногда нам дают «вынырнуть», чтобы полюбоваться депрессивными пейзажами индустриальной Америки. Как говорил сам дель Торо:

Упоминая величие нашей страны, её лучшее время, люди имеют в виду 60-е. Я лишь решил показать, как выглядело это время для тех, кто не открыл для себя секс и наркотики

Поэтому происходящее на экране напоминает холодную эстетику фильмов Рёфна, в который ворвался Тарантино и залил всё кровью.

В фильме какое-то неприличное количество насилия. Вязкая красная жидкость, подобно воде, принимает любую форму. Нетрудно догадаться, что по версии дель Торо так же устроена и любовь. Жаль, что без драмы в конце не обойтись, но как не добавить в этот коктейль пару капель слёз?

 


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!