1974 год. Молодой уличный канатоходец Филипп Пети одержим мечтой: протянуть трос между юными зданиями-близнецами Всемирного торгового центра и пройтись по нему, устроив грандиознейшее шоу в мире. Собрав команду единомышленников, он отправился из Парижа в Нью-Йорк, чтобы совершить главную Прогулку своей жизни.
Филипп Пети — тот ещё фрукт. Единственное, что он сделал важного за свою жизнь — та самая прогулка между башнями ВТЦ. Он неплохо это монетизировал: написал книгу, помог в создании еще одной иллюстрированной детской, затем про его поступок сняли нашумевший документальный фильм, а теперь еще и экранизировали литературный труд. Легальным поводом стала именно книга Пети: Sony Pictures купили на нее права и отдали не кому-нибудь, а Роберту Земекису.
После размытого с повествовательной точки зрения «Экипажа», «Прогулка» являет собой пример идеально сбалансированной, хоть и просчитанной истории. Картина разделяется на три части так точно, словно её снимали, следуя краткому плану школьного сочинения. Сначала рассказывают традиционную биографическую часть: родился, потом учился у циркача папы Руди (лишняя строка в фильмографии Бена Кингсли), зарабатывал на улицах, веселя туристов. Затем подготовка трюка: сбор команды, рекогносцировка, будто планируется не залезть на башни, а сделать под ними подкоп. Наконец, визуальный пир: тот самый вдохновляющий трюк.
Каноничной хронологии придерживался и документальный фильм Man on Wire Джеймса Марша. В России его не прокатывали, но найти можно под названием «Канатоходец». Множество редких документальных съемок, интервью с Пети и его помощниками, включая бывшую девушку (в фильме её роль исполнила Шарлотта Ле Бон) — фильм входит в список картин со стопроцентным рейтингом на Rotten Tomatoes и награжден Оскаром за лучшую документалку 2008 года. Man on Wire умело ходит по более тонким канатам: почему, например, трюк больше не повторяли, а члены команды не встречались друг с другом? При этом, естественно, скупой неигровой фильм проигрывает «Прогулке» в визуальной части.
«Прогулка» близка к массовому зрителю. Подготовка к сумасшедшей авантюре смотрится не менее увлекательно, чем иные фильмы про ограбления, вроде тех же друзей Оушена. И пусть мы все знаем, чем все закончится, действие захватывает непринужденностью, подачей, умело нагнетаемым саспенсом и, конечно, сценами похода по канату. А харизма Джозефа Гордона-Левитта придает его Филиппу Пети такое очарование, что сложно не проникнуться силой его мечты и решимостью, несмотря на кажущееся сумасшествие и огромный риск летального исхода. Но настоящие канатоходцы не говорят о смерти, не будем и мы.
В определенный момент фильм перестает быть историей одного сумасшедшего авантюриста, и становится нечто большим — данью памяти Всемирному торговому центру. Филипп своей выходкой придал на тот момент безликим зданиям индивидуальность, и жители Нью-Йорка полюбили их. В конце концов, картина оказалась не только самоутверждающей историей про целеустремленность, но и историей о памяти, которую не стереть с лица земли ни насилием, ни временем. При этом фильм не скатывается в топорное нравоучительство и не играет на чувствах патриотичного гнева — это именно что поклон и благодарность символу города. Тактично и тонко — почти ювелирная работа, которую мало кто в современном Голливуде осилил бы.
Стоит отметить, что «Прогулка» — фильм, просто созданный для IMAX 3D. Головокружительные ракурсы и почти осязаемое чувство высоты не раз заставят поднимать восторженную челюсть с колен. Более того, если задуматься о судьбе кино как аттракциона, то весь последний акт — это новый подход к развлечениям, основанным на визуальных страхах. Куда там 7D-кинотеатрам с водой и ветром: камера медленно летит с самой верхотуры нарисованных башен ВТЦ вниз, вызывая почти физический дискомфорт. «Прогулка» эксплуатирует один из первичных страхов, страх высоты, и делает это так же мастерски, как правильные хорроры — аж дух захватывает.
Легкий фильм о силе мечты и одновременно дань памяти Всемирному торговому центру, картина, будто прирожденный канатоходец, прекрасно балансирует между авантюрной комедией и светлой драмой об утраченном символе города. Если прогулка Филиппа Пети оживила башни-близнецы, то «Прогулка» Роберта Земекиса их увековечила.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!