Ре-Пак #6: Жажда

Мы продолжаем разговор о творчестве одного из лучших современных азиатских режиссёров Пак Чхан Ука, и сегодня у нас особенно важный фильм – воспринятый на ура и критиками, и зрителями мистический триллер «Жажда», который принёс автору приз жюри Каннского кинофестиваля.

Католический священник Хён, работая в госпитале утешителем безнадёжно больных, сильно переживал из-за огромного числа умирающих. Не в силах более сидеть, сложа руки, он решился на отважный поступок – поездку в Африку, где учёные исследовали некий смертоносный вирус и пытались найти вакцину. Хён добровольно стал подопытным, практически умер, но в последний момент остаался жить благодаря перелитой крови. Вернувшись домой, он обнаружил, что чужая плазма наделила его жаждой, утолить которую можно лишь за счёт чужой крови. В ужасе от этого, герой старательно пытается бороться с новой напастью, но однажды в больнице Хён встречает очаровательную больную, которая так и манит укусить её за шейку…

CWKQVh4

Вышедший в 2009 году, фильм «Жажда» удивительно органично влился в возобновившуюся на тот момент моду на вампиров. Зрители вкусили соплястых «Сумерек», прониклись возбуждающе-жестоким сериалом «Настоящая кровь», а тут ещё и подоспел удивительный эксперимент по скрещиванию вампирского сюжета, религиозной тематики и ироничного переосмысления романа «Тереза Ракен» Эмиля Золя, который являтся одним из любимых авторов Пак Чхан Ука. Что осталось в фильме от произведения французского реалиста? Очень многое: фабула внимательно следует за угрюмым настроением книги, наполненной адюльтером, раскаянием и ощущением вины за грех. У больной, в которую влюбился священник, есть недалёкий муж – натуральный Камилл из романа. Незаконная связь двух грешных любовников тоже есть. Но вот дальше в фильме начинаются прелюбопытные отхождения и переосмысления.

uPl46Sw

В первую очередь, не случайно главным героем оказывается священник. Пак Чхан Ук, как уже говорилось, родился в ревностной католической семье и сам учился в соответствующем колледже – и отношения с Богом у него явно построены на глубокой иронии. Бедолага Хён оказывается зажат между тисками сразу трёх довлеющих сил: новоявленной вампирской физиологии организма, греховного влечения к запретной связи и самой веры. Получается замкнутый круг амбивалентности: с одной стороны, отказ от крови чреват новым витком вирусной болезни, но ведь можно удовлетворять жажду донорской плазмой; влечение к больной обязательно приведёт к заражению её вампирской сущностью, но как совладать с зовом плоти; и, наконец, вера не простит похоти и жестокости, но от неё можно отказаться в силу новых условий!

THIRST (2009) 1

По сути, новый образ жизни Хёна становится своеобразным экзаменом на верность своим религиозным догматам, который он, конечно, провалит очень быстро – и за это неминуемо последует наказание. А преступление ли это? Может быть, священник в достаточной мере доказал свою преданность Богу, чтобы позволить себе использовать все возможности остаться в живых? Но чем тогда он лучше любого отчаявшегося, попавшего в безвыходную ситуацию, который предаётся греху ради того, чтобы выжить?

72036345

Вся прелесть именно в том, как Пак Чхан Ук рассуждает об этих вопросах, – с большой долей сарказма. Своеобразный мэшап «Терезы Ракен» и вампирской романтики, украшенный темой раскаяния и греха, подаётся через оболочку эротичного кровавого месива, которое приправлено знатной долей чёрного юмора. Пак буквально высмеивает любое морализаторство на религиозную тематику, чередуя печальную мину с ехидной ухмылкой так, что временами задумываешься – он это все серьёзно? Разумеется, серьёзно. Просто режиссёр прекрасно понимает, что без юмора подобная история может оказаться натянутой, надуманной и от того не слишком интересной – как какой-нибудь «Бэтмен против Супермена» (чем он, кстати, поневоле будет грешить в своём следующем фильме «Стокер»). В таком сюжете уже заложен значительный заряд иронии, и Пак Чхан Ук с удовольствием оперирует этим материалом, балансируя на грани между трагедией уровня «Олдбоя» и хулиганством вроде «Догмы» Кевина Смита.

xSsSb8P

Как итог – фильм с ярким, несмотря на свою мрачность, сюжетом, не лишённый индивидуальности, присущей хорошим авторским проектам. Тут есть отличные актёрские работы (Сон Кан Хо вновь доказывает свою ролевую всеядность, а Ким Ок Пин, играющая любовницу Хёна, даже получила приз за лучшую роль на Каталонском кинофестивале). Фильм делает новый виток в области исследования режиссёром тёмных сторон человеческой сущности. «Жажда», безусловно, одно из лучших творений Пак Чхан Ука, и мы рекомендуем его наравне с такими шедеврами режссёра, как «Олдбой» и «Сочувствие госпоже Месть».

85


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!