Превосходство — Серверное сияние

На «Превосходство» лично мной были возложены огромные надежды. Технотриллер, задающийся моральными дилеммами, в кои-то веки серьезный Джонни Депп и, самое главное, режиссерский дебют Уолли Пфистера, бессменного оператора Кристофера Нолана, способного стать его достойным преемником в деле создания умных артбастеров — казалось бы, что из этого может дать сбой? Да все, в принципе.

Немаленький бюджет, претенциозный сюжет и отменный актерский состав — со всем этим надо уметь управляться, нужен опыт, которого не оказалось у Пфистера, привыкшего смотреть на съемочную площадку через объектив камеры и пока не научившегося оценивать процесс создания фильма более широко. Как результат, его режиссерский дебют сильнее всего страдает именно из-за слабой режиссуры, из которой проистекают все остальные проблемы. «Превосходство» начисто лишен динамики, он медитативен чуть более, чем полностью, хоть сцены и быстро меняются. Нарезка сюжета и разговоров не превращает кино в один большой клип а-ля «Майкл Бэй стайл», а просто делает неубедительное повествование еще более неровным — вот ты засыпал под одну мизансцену, а вот уже место действия сменилось, можно и позу поменять. Тем более, что оператор Пфистер не мог не уделить должного внимание визуальной стороне картины, но чего-то особенного в здешних спецэффектах не замечено, так что Уолли учит зрителя искать красоту в простоте. Вот капелька с листика упала, вот машина по луже проехала. Длинные планы, макросъемка. Спите-спите, все хорошо.

Перевезти мотивы «Газонокосильщика» на современную почву было хорошей идеей, но при переезде на старом месте жительства остались своевременность и, увы, убедительность. В «Превосходство» не веришь с первого и до последнего кадров. Технотриллеры, как правило, и берут тем, что происходящее в них с некоторыми оговорками можно перенести на наше действительное или недалекое будущее. Поверить же в Джонни Деппа, захватывающего мир посредством нано-механизмов, куда сложнее, чем, например, в глянцевое будущее «Я, робота» Алекса Пройаса или в отчасти схожий по концепции «На крючке» Ди Джея Карузо, даром что он был чистой развлекаловкой, без намека на претенциозность. Которая в свою очередь так и сквозит в работе Пфистера.

Кейт Мара есть, но всё как-то за место мебели. (А вот тут есть)

«Превосходство» пытается вести со зрителем диалог, заставить его задуматься о высоких материях, и во второй половине фильма положительные моменты пытаются пробиться к свету, но ворох проблем снова закатывает их в асфальт. О причудах искусственного интеллекта снято уже десяток-другой картин поталантливее, а об отношениях человека и машины буквально в этом году куда как изящнее высказался Спайк Джонз и его «Она», после бесед  которой диалоги между героем Деппа и его супругой в исполнении Ребекки Холл выглядят совсем уж натужными.

Резюмируя, остается лишь похвалить Пфистера за смелость. Он искренне постарался снять неглупое кино и выпустить его в ту пору, когда мало быть оператором Нолана, чтобы собрать кассу — надо быть самим Ноланом. Его энтузиазм привлек под знамена проекта актеров ААА-класса, но что с ними делать, ему, оказывается, никто толком и не объяснил. Не грусти, Уолли, первый раз он всегда такой. Ты хотя бы пытался.

50


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!