Музыка к трейлерам ваших любимых фильмов

    На заре кинематографа в программу кинопросмотра входили не только сам фильм, но также хроника, короткометражка, а потом уже только главное блюдо. Времена изменились, но зрителю по прежнему нужен аперитив. Признайте, большинство из вас приходят в кинотеатры вовремя как раз ради того, чтобы посмотреть перед фильмом классные трейлеры! И без соответствующего музыкального сопровождения они теряют половину своей привлекательности. Мы побеседовали с представителем индустрии трейлерной музыки, создателем компании Imagine Music Михаилом Афанасьевым о том, что происходит с этим музыкальным направлением в России, как привлечь к себе создателей StarCraft, и почему к трейлеру «Мстителей» не подходит музыка из «Звёздных войн».

    Миша, привет. Для начала — расскажи про трейлерную музыку в целом. Ну вот как вообще всё устроено, как киношники взаимодействуют с композиторами, как композиторы реализуют себя.

    Ну, сначала наверное стоит сказать, к чему вообще относится трейлерная музыка. Вечный вопрос, который нас всех преследует постоянно – «а чего там, с Хансом Циммером скоро будешь писать, да?». Нет, не буду, потому что саундтреки и трейлерная музыка — это два похожих, но, по сути, совсем разных направления. Их вечно путают, потому что и то, и другое связано с кино, однако на самом деле трейлерная музыка — ветвь так называемой продакшн музыки, а те компании, которые её выпускают, называются библиотеками. Библиотечная музыка всегда используется для различной рекламы (и не только фильмов), для фестивалей, различных открытий и закрытий крупных событий и много другого. Главная ее разница в том, что она не пишется под конкретный фильм, сериал, или что-то еще, сначала пишется музыка, затем она выпускается в виде альбомов/каталогов, и затем уже клиенты берут подходящий трек и используют его для каких-то целей. Вторая ее отличительная особенность — она заточена именно под «рекламный» монтаж, который имеет свою специфику. Трейлеры к фильмам монтируются совсем по иным законам, нежели сами фильмы.

    То есть, по сути, не музыка пишется под фильм (трейлер в данном случае), а наоборот — из фильма под музыку создаётся трейлер?

    Да, обычно монтажер получает материал фильма и думает над тем, под какую музыку можно выстроить трейлер к нему. Он подбирает из библиотек различные треки, пробует их — так он собирает в итоге трейлер, который выйдет в кинотеатры. Бывает такое, что у конкретной библиотеки заказывают трек специально для какого-то фильма — так было с «Отрядом самоубийц», или «Звездными войнами» например. Это называется custom score, и является скорее исключением, нежели правилом.

    Ну тогда расскажи про себя, например, как ты пришёл в трейлерую музыку, как решил её писать и как вообще ты продвинулся.

    Ну, я давно слушал различные трейлерные библиотеки, тогда еще не подозревая, что это те самые библиотеки — просто слушал, мне нравились жанр и стиль. В какой-то момент я обнаружил, что это — отдельная сфера, и в ней свои законы, цели и вообще очень узкая специализация. Мне стало интересно, я начал копать глубже, и в итоге раскопал почти всех ключевых игроков на этом рынке, слушал их музыку, и мне все больше нравилась именно эта индустрия. Сначала я просто писал треки для таких библиотек, как композитор. Идея основать свою библиотеку, первую в России, которая специализировалась бы конкретно на трейлерной музыке — явилась как-то очень спонтанно, когда один мой коллега сказал «нет в России таких? ну сделай сам». Через пару недель размышлений, я решил, что стоит попробовать — так появилась Imagine Music.

    У меня уже были какие-то контакты с трейлерными композиторами, и я начал привлекать людей. Было сложно, я и представить тогда себе не мог, сколько мне всего еще предстоит. Но примерно за 3-4 месяца мы собрали первый, а затем еще два следующих альбома. В то время я смог засунуть нашу библиотеку под крыло американского издателя Switch Music Group — это была такая худо-бедно собранная солянка из трейлерных библиотек, в которой оказались и мы, под этим лейблом мы вышли в индустрию, так о нас впервые услышали. Через некоторое время лейбл закрылся, и мы остались сами по себе — вот так и идем до сих пор.

    Расскажи тогда наиболее важные моменты, с кем конкретно ты работал. Или, вернее, над чем.

    Ну, стоит наверное сказать про первую лицензию — это был фильм «Воин». Мы тогда еще были под Switch Music Group, и «Арт пикчерс» (кинокомпания Фёдора Бондарчука) заказывала музыку именно у них. Те ребята ответили – «мы не можем продать вам этот трек, потому что мы выпускаем эту библиотеку только на территории США, вы должны написать им сами, да и что вам стоит, они же русские тоже!» (это они про нас). Те были сильно удивлены, первые сообщения я даже получил на английском языке с пометкой «мы можем общаться и по-русски, если вы можете». Вообще эта тема преследует нас до сих пор, меня принимают то за представителя иностранной библиотеки, то за иностранца, то еще что-нибудь. Забавно, видимо не укладывается пока в голове, что такую музыку и в России тоже делают.

    В общем первый наш трек попал в «Воина» — и после этого на самом деле с лицензиями было негусто. Мы написали custom-трек для «28 панфиловцев», который вошел в оба трейлера. Но, стремились мы не к этому, конечно же. Мы долго и упорно налаживали — и продолжаем налаживать — контакты с иностранными трейлерными домами, и это действительно очень сложный процесс. Но, дом за домом, нас начинают узнавать, принимать и иметь ввиду. На данный момент у нас в портфолио уже есть 2 голливудских фильма — и мы думаем, что в скором времени их число будет регулярно увеличиваться.

    Конечно и о российском рынке мы не забыли, тем более здесь общаться намного проще. Самый крупный выход на нашем рынке — это конечно же «Притяжение«. Нашей музыкой была обеспеченна почти вся рекламная кампания фильма, начиная от трейлера (второго) и множества ТВ-роликов — и заканчивая различными клипами про актеров, обращение Бондарчука и прочее-прочее. Надо еще что-то сказать, наверное, про то, что скоро будет еще один проект, о котором все слышали, и там тоже целая пачка наших работ. Они как бы пока еще не утверждены, поэтому прямо говорить про них нельзя.

    Ах да, ещё если сказать пару слов о наших проектах вне кино – Heroes of the Storm, игра от Blizzard, тоже коснулась нашей музыки.

    А вот про это поподробнее расскажи!

    Да я вот думаю, поподробнее стоит ли. Просто по документам мы еще недооформили эту лицензию. Вроде на этой стадии ничего уже не слетает, тем не менее больше информации раскрыть не могу пока что.

    Ну в любом случае к вам напрямую обратились Blizzard?

    Нет. Нам написал трейлерный дом, у которых «близзарды» заказали ролики. А сейчас этот дом как раз переводят меня на Blizzard, чтобы я оформлялся с ними уже напрямую.

    Это круто! Но, наверное, стоит всё же про трейлерные дома пару слов сказать, не все ведь в курсе, что это такое.

    Да, да. В общем, это такие организации, которые делают рекламные кампании для фильмов, игр, сериалов и т.д. Они по разному называются: media house, trailer house, advertisement agency. Они делают много разных вещей. Трейлеры, ТВ-ролики, всякие клипы — это лишь часть. Они также делают всякие веб-материалы, постеры и много чего еще. Короче почти все, что связано с рекламой. Собственно они — наши главные клиенты, именно у них студии заказывают промо-кампании, а те делают все эти ролики, куда и отбирают нашу, или не нашу музыку. В России конечно все немного поскромнее, и в таких масштабах организаций у нас нет. Зачастую трейлеры делают проверенные монтажеры-одиночки.

    Расскажи про специфику создания трейлерной музыки. Какие используются программы, какие законы построения музыки, мелодика, может ритмические особенности?

    Программы всяческие – от FL до Cubase, это зависит от того, кому что удобнее. Тут дело именно в законах, да. В первую очередь трейлерные треки должны быть гибкие и удобные для монтажа. Главное в них — ритм и паузы. В идеале треки должны быть такие, чтобы можно было переставлять, вырезать, удлинять части трека, и он продолжал звучать полноценно. Второй важный момент — это общее настроение, общее звучание какое-то определенное, подходящее тому или иному фильму. Монтажеры стараются максимально точно подчеркнуть особенности фильма, и поэтому музыка подбирается максимально тонко по настроению, любая мелочь может изменить его характер. В индустрии есть разный подход к этому вопросу — кто-то старается делать максимально широкие по диапазону звучания треки, которые охватывают максимально широкий спектр возможных фильмов. А кто-то, и мы ближе к этому варианту — старается делать каждый трек по своему узким, уникальным, специфичным Он будет подходить к меньшему количеству фильмов, зато будет давать уникальное настроение для тех, к которым подойдет. В принципе, оба варианта работают, в различных ситуациях. Самая тонкая работа всегда идет над трейлерами крупных картин. Там треки подбираются максимально тщательно — глянуть вон, например, недавний трейлер «Пиратов Карибского Моря 5», или трейлеры «Интерстеллара».

    Третий важный момент в трейлерщине — она не должна перетягивать на себя одеяло. Самая частая ошибка только влезающих в эту индустрию людей — они начинают усложнять те вещи, которые усложнять совершенно нельзя. Сложные мелодии, меняющиеся фактуры — все это не очень приемлемо в этой музыке. Конечно, существует множество исключений из правил, но они сделаны теми, кто эти правила прекрасно знает и умеет их нарушать правильно. Четвертая особенность, хотя ее можно, в принципе, отнести к первой — это общая структура. Обычно в треках всегда есть интро, есть середина, есть финал, есть добавочный финал, есть финальный бум под титр. Между частями — большие паузы, чтобы было удобно использовать только какую-то конкретную часть трека. Вообще стоит отметить, что почти всегда так и бывает — обычно трейлеры собираются из нескольких треков. Трейлер, в котором играет один трек – редкость.

    Так, ну это всё понятно, но вот такой вопрос. Как правило, музыка к трейлерам пишется такая мощная, агрессивная, в основном для фильмов вроде каких-нибудь «Мстителей». А к фильмам вроде тех, что делает Вуди Аллен, например? У них же там играет обычно гораздо более спокойная музыка. Такую матёрый трейлерный композитор тоже может при всём желании написать, или нужен талант иного рода?

    Ну, на самом деле вся эта спокойная музыка берется из этих же библиотек. Просто у разных библиотек разные каталоги, есть более широкие, есть более узкие. Матерый трейлерный композитор тоже может быть разнонаправленный. Есть те, кто делает в узком жанре, но очень хорошо, есть те, кто делает широкий спектр жанров, но тоже неплохо. Лично я всегда зову конкретных композиторов для работы над конкретным альбомом — если я знаю, что этот композитор делает слабые оркестровые треки, зато пишет отличную попсу — я позову его делать каталог с попсовыми песенками для трейлеров, но не позову делать оркестровый альбом. Если взглянуть на наши альбомы, там все сплошь такое агрессивное и эпичное, но на самом деле мы уже работаем над музыкой другого рода тоже. В общем, трейлерщина — это не жанр, поэтому она бывает всякая.

    Хотя обычно есть четкое деление между библиотеками — вот музло для блокбастеров, а вот — для семейных комедий. Мы из тех, что для блокбастеров. Вообще, пока вспомнил, да – такая вот особенность библиотечной музыки — она делится очень четко обычно, по жанру, настроению, и так далее. То есть, если ты пишешь: «Эпичная оркестровая коллекция трейлерных треков для блокбастеров с вокалом» — это отличное описание, которое объясняет, для чего этот альбом нужен. И так все альбомы, они делятся очень и очень жирно — это хоррор, это семейная музыка, это африканская перкуссия, а это — легкий джаз, и т.д.

    Понял. Ну и последний вопрос — что бы ты посоветовал человеку, который хочет писать музыку для голливудских блокбастеров?

    Грустно вздохнуть, попрощаться со своей доселе беззаботной жизнью, запастись терпением на ближайшие лет 10 и пахать, пахать, пахать, как табун лошадей. Ну или не знаю, я бы посоветовал прежде всего подумать, потому что этот путь спартанский, и слабаков он не щадит. Сойдет?


    Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!