Туннель: Опасно для жизни — Смерть под Рождество

Чем отличаются фильмы о глобальных фантастических катастрофах (метеорит упал на планету, Земля сошла с орбиты, акулий торнадо терроризирует Калифорнию) от фильмов о катастрофах маленьких и реалистичных? Пожалуй тем, что в первом случае герой бросает вызов самой стихии в эпическом или даже мифическом конфликте. А во втором случае, персонажи бросают вызов сами себе. Они не могут победить, потому что битвы-то никакой нет. Но они могут выжить. А могут и не выжить.

«Туннель: Опасно для жизни» история как раз о маленькой локальной катастрофе в норвежских горах. Под Рождество, когда все рвутся домой, и шоссе забиты, в туннеле загорается бензовоз, превращая девятикилометровую пробку в смертельную ловушку. 

Пол Ойе, у которого это, похоже, первый фильм такого масштаба, понимает, что в таких историях важен накал, чтобы зритель ни на секунду не терял нить повествования и обладал, в отличие от героев, всей информацией о происходящем. Поэтому, естественно, в сюжет вписана целая обойма героев: и спасатель Стайн (Торбьорн Харр), пытающийся начать новую жизнь после смерти жены, но вот-вот рискующий потерять эту самую жизнь в туннеле, дочь Стайна Элиза (Ильва Фюглегуд), которая всё никак не может отправиться от смерти матери, но пытается выжить и спасти людей, диспетчер Андреа (Ингвильд Хольте Бигднес), на смену которой выпадает тяжёлая задача отвечать на панические звонки и понять картину происходящего в туннеле и так далее. Не все действующие лица получают достаточно экранного времени, например, линия разношёрстной публики, застрявшей в придорожном кафе очевидно слабовата и никак не оттеняет кошмар происходящего. Но в том, что касается туннеля и сценаристы, и съёмочная группа постарались на славу.

При том, что ужас ситуации передать удалось отлично, нет ощущения, что зритель заперт вместе с белками-истеричками, что вообще крайне важно для фильма-катастрофы. Ведь герои должны вызывать сочувствие, а не желание посмотреть, как они помрут, только бы заткнулись наконец. Разумеется, есть и паникующие и нагнетающие атмосферу, да и просто халатные персонажи, куда же без них, но исполняют они свою сюжетную функцию правильно, и зря нервы зрителя не тратят.

При этом «Туннель» это фильм не для тех, кто любит масштабные катаклизмы с разломами земной коры и лютым экшеном, который захватывает и тащит за собой. Это катастрофа, которая старается быть реалистичной, дабы показать одновременно героизм и халатность, страх и мужественность, отчаяние и надежду многих людей, которые вынуждены бороться в своём локальном Аду, когда весь остальной мир спокойно спит или празднует Рождество. Даже опытный, матёрый спасатель Стайн не из героев, которые приходят и одной левой разруливают всё: он тоже уязвим, и, чем дальше он уходит в злосчастный туннель, тем больше его уверенное лицо превращается в застывшую маску смерти. Тем меньше его шансы спасти кого-то и спастись самому.

«Туннель» никому не делает скидок, смертельная опасность едина для всех. И пусть повествование иногда кажется слишком неспешным, но это обманчивая неспешность, которая только туже затягивает сюжетную петлю.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!