Два дня, одна ночь — Трудовой моральный кодекс

Сандра (Марион Котийяр) находилась в клинической депрессии, вышла из неё и попыталась вернуться с больничного на работу. Главную героиню хотят сократить, потому что в её отсутствие обнаружилось, что коллектив без неё и так справляется. Вопрос ставится на голосование — или Сандра продолжает трудиться, или всем работникам выплачивается премия. Большинство сослуживцев выбирает деньги, но одна сердобольная коллега уговаривает начальника проголосовать ещё раз в понедельник. У Сандры есть выходные, два дня и одна ночь, на то, чтобы уговорить сотрудников не лишать её работы.

За десять лет творчества братья Жан-Пьер и Люк Дарденн, пожалуй, единственные бельгийские режиссёры, находящиеся на слуху. Они уже получили две Золотые пальмовые ветви в Каннах, а трёх нет пока ни у кого. «Два дня, одна ночь» — это первый фильм их авторства, который был в конкурсной программе французского фестиваля этого года, но никакой награды не получил. Предыдущие ленты, отхватившие разные статуэтки, «Розетта», «Дитя», «Молчание Лорны» и «Мальчик с велосипедом», легко выстраиваются в один логический ряд. Это европейские остросоциальные драмы, снятые максимально приближенно к реальности; в них главные герои подвергаются тяжелым моральным испытаниям, вплоть до нервного истощения; авторское кино, снятое с местными артистами и на не самые большие деньги. «Два дня, одна ночь» отличается от данного описания только тем, что в главной роли не известная лишь в Бельгии актриса, а голливудская звезда, оскароносная Марион Котийяр.

kinopoisk.ru

Авторы погружаются в повседневную жизнь обычных людей, туда, где опостылевший быт, ежедневная изматывающая работа, денежные проблемы и одновременно с ними попытка улучшить жилищные условия. Сандра в сложной ситуации: она с мужем взяла ипотеку, и, если её уволят, придётся съехать вместе с двумя детьми в социальное жильё для малоимущих. Главная героиня вынуждена действовать: она закидывается таблетками (кажется, её депрессия на самом деле никуда не делась) и ездит по домам коллег, пытаясь уговорить их отказаться от денег, чтобы она сохранила работу. У многих из них свои проблемы, и некоторые находят причины того, почему им настолько нужны деньги, что они готовы наступить на горло совести. Другие же проявляют сочувствие, то от достатка семьи, то от природной доброты. В итоге Сандра от встречи к встрече меняет настроение от мотивированности на успех до глубочайшей тоски (Котийяр очень убедительна). Получается что-то похожее на «Мёртвые души» в другой эпохе, месте и с другими целями.

101

Интрига, избавленная от излишеств и наворотов, деконструируется до простого вопроса: «Что будет в конце?» В процессе борьбы за рабочее место раскроется немало подробностей предыстории, как о самой Сандре, так и о коллективе, и поэтому следить за сюжетом довольно любопытно. Однако в целом нельзя сказать, что фильм окажется захватывающим и интересным для широкого зрителя, у которого под воздействием чрезмерности действа в современном кинематографе давно выработался синдром недостатка внимания. Сандра вынимает пирог из духовки, чистит зубы, едет в автобусе, в общем, просто пытается жить, как и мы все. Можно интерпретировать такое упрощение как попытку приблизить зрителя к происходящему, своего рода мокьюментаризацию фильма.

На выходе получается реалистичная драма о женщине, на чьё место очень легко поставить себя. Жизнь Сандры разваливается, почва под ногами осыпается, а сил всё это исправить нет никаких. Кошмар для любого семейного человека. Но можно не отождествиться с героиней, позевать полтора часа и потом долго рассказывать друзьям, что авторское кино — это какая-то переоценённая заумь. Это уж как пойдёт.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!