Апгрейд – Хокингу бы понравилось

Недалекое, но весьма технологичное будущее. В новой реальности машины сами везут вас на работу, пока вы занимаетесь сексом в салоне, оружие встраивается прямо в руку, а инвалида обслужит «умный дом», который и умоет, и обед приготовит, и в кровать уложит. Что и прочувствовал главный герой Грей: после покушения его жена погибла, а сам он оказался прикованным к инвалидному креслу, неспособный пошевелить даже рукой. Однажды к нему приходит учёный с предложением, от которого парню стоило бы, но почти невозможно отказаться. В его тело вживляют специальный микрочип по имени Стэм, который возвращает работоспособность конечностям, делает за него половину всех дел и может даже поддержать разговор. Собственно, первым предложением от умной железяки оказывается найти убийц жены Грея и покарать их.

В 80-90-х годах киберпанк переживал расцвет популярности. Можно судить хотя бы по количеству произведений, ставших этапными, которые появились именно в этот период в кинематографе: «Матрица», «Бегущий по лезвию», «Робокоп», «Терминатор», «Вспомнить всё», «Акира», «Призрак в доспехах». Причиной тому было то, что компьютеры и машины только начинали входить в жизнь человека. XXI век породил обратную связь – теперь жизнь человека начала плотно ассимилироваться с компьютерным миром: интеграция жизненных процессов в цифровое пространство происходит пугающе быстро.

Результат: киберпанк в последние несколько лет снова стал популярен. Примеров предостаточно: киноверсия «Призрака в доспехах», «Первому игроку приготовиться», сиквел «Бегущего по лезвию» и сериал «Видоизменённый углерод». Что уж говорить, если киберпанк проник на территорию скромного независимого кино – так и появился «Апгрейд», спродюсированный Джейсоном Блумом. Нас вновь упоённо стращают – только на этот раз не призраками, беззаконием «судной ночи» и маньяками, а зловещими планами искусственного интеллекта поработить наш мир. И, надо сказать, делают это очень эффектно.

В сюжете «Апгрейда», конечно же, нет ни грамма какой-то невероятной, доселе невиданной оригинальности, за которую можно было бы провозгласить его новым «Призраком в доспехах» или «Бегущим по Лезвию». Как минимум, масштаб не тот: фильм Ли Уоннелла (ранее снял третью часть «Астрала») гораздо скромнее в плане спецэффектов, используемых локаций и известных имён. Единственная более-менее крупная звезда – это исполнитель главной роли Логан Маршалл-Грин, который не только чертовски похож на Тома Харди, но и не отстаёт от того по брутальности. На этой мужественности главного героя и строится половина фильма.

Грей – вполне себе обычный человек, который примеряет на себя действие микрочипа, превращающего обладателя в натуральную машину для убийств. Стоит сразу проговорить, что в фильме экшен-сцен не так уж и много, но те, что есть, выполнены невероятно круто – в основном герой дерётся врукопашную, и драки навевают воспоминания о «Рейде», где персонажи при помощи боевой техники силат превращали врагов в мясной салат. Но прелесть фильма не в драках и перестрелках, а, в первую очередь, в визуальном исполнении и мире, который прописывается точными штрихами, но приобретает пугающе достоверные очертания.

Разумеется, конфликт в фильме завязан не столько на поиске убийц жены героя: обычный такой киберпанковский детектив с «неожиданным» сюжетным поворотом в конце, который на деле не такой уж и неожиданный. На первый план выходит проблема проникновения машины в тело человека, в данном случае – буквально. Стэм, искусственный интеллект в микрочипе, первым делом подталкивает главного героя к убийству. Грей, повторимся, при этом ни разу не убийца, у него нет прошлого с пятью годами службы в «морских котиках», он не хватается за оружие при первом контакте с теми, кто лишил жизни его жену. В чудовище его со временем начинает превращать именно Стэм, и на наших глазах эта трансформация происходит достаточно быстро – и крайне убедительно.

Этим фильм, пожалуй, и пугает больше всего. Тем, насколько, оказывается, легко самый обыкновенный человек может стать натуральным терминатором, который отдаётся на попечение искусственному интеллекту и позволяет ему своими же руками уничтожать других людей. Метаморфоза Грея в смертоносный инструмент мести – дело всего одной железки, вживлённой в его тело. Дай человеку в руки нож – и он пойдёт убивать тех, с кем у него есть свои счёты. Или, по крайней мере, он может отдать оружие в руки кому-то другому. Или чему-то другому. Или даже отдать самого себя. Как говорит один из персонажей фильма, «в наши дни найти кого-то и убить – это несложная задача».


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!