Валериан и город тысячи планет — Космическая диковинка

«Валериан» настолько завораживающе начинается, что хочется авансом простить ему любую глупость. Вступительные сцены следуют духу гуманистической фантастики Кларка и Азимова, да и оригинального комикса. В них Люк Бессон вложил впечатления от стыковки «Союз-Аполлон», увиденной в 1975 году, и попытался представить, как человечество встретит другие цивилизации. Хотя позже выясняется, что жизнь в XXVIII веке не так уж безоблачна, фильм остаётся одним из наиболее оптимистичных видений будущего в современном кинематографе.

До того как стать «Валерианом и Лорелин», серия комиксов Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера носила название «Валериан: Агент пространства и времени». Приключения героев, соответственно, происходили не только в космосе далёкого будущего, но и на Земле разных лет. Из множества сюжетов Люк Бессон, однако, выбрал тот, который обходился без путешествий во времени — шестой том «Посол теней». В нём Лорелин искала похитителей посла Земли и Валериана по разным зонам огромной космической станции-центра Вселенной, а конечном итоге узнавала историю её происхождения.

Разумеется, для экранизации сюжет существенно перекроили, в том числе чтобы дать Валериану погеройствовать наравне с напарницей. Происхождение станции «Альфа» тоже поменялось, причём в фильме оно известно с самого начала. Зато появилась новая загадка: теперь Валериану и Лорелин надо добраться до разрастающейся радиоактивной аномалии на станции и устранить её, прежде чем та уничтожит всё живое. Несмотря на корректировки, многие сцены оригинала легко узнаваемы, но поскольку одних их не хватило бы для нужного хронометража, пришлось придумывать новые приключения. Так Люк Бессон придумал планету, на которой находится Большой рынок, объединяющий несколько параллельных миров. Задание Валериана и Лорелин найти на рынке украденный конвертер и вернуть его, оборачивается погоней в двух реальностях сразу — серьёзная попытка показать что-то, что мы ещё не видели в пресыщенном спецэффектами веке.

EuropaCorp не скупилась на оплату компьютерной графики. Большой рынок рисовала лукасовская ILM, роботы и техника достались Rodeo FX, а всё остальное взяла на себя Weta Workshop. Обладатели Blu-ray дисков наверняка проведут немало часов, рассматривая футуристические виды в поисках интересных деталей и пасхалок. Что они там есть, можно не сомневаться — сотрудник ILM подсказал Бессону, что внутри спрятано семь отсылок к «Пятому элементу», но вряд ли дело ограничилось лишь ими.

При переносе дизайнов из оригинала существовала опасность выглядеть вторично — как-никак, комикс начали публиковать в конце 60-х, когда многие сюжетные и художественные ходы в фантастике ещё не были заезжены. Плоский круглый корабль Валериана и Лорелин подозрительно похож на «Тысячелетнего сокола», да только «Звёздные войны» случились почти 10 лет спустя. Выкидывать или перерисовать подобные совпадения было бы неуважением к создателям комикса. На это Люк Бессон пойти не мог, ведь с художником Жан-Клодом Мезьером он был знаком ещё по работе над «Пятым элементом». Именно тогда тот подкинул режиссёру идею экранизировать «Валериана», да только технические возможности не позволили. Понадобилось два десятка лет, прежде чем стало возможным нарисовать на экране сколько угодно фантастические миры и запустить в них живых актёров.

Выдуманные пейзажи поражают как размахом — на Большом рынке можно было бы снимать отдельный фильм — так и количеством. Некоторые локации существуют только для того, чтобы герои быстро пробежали их. Некоторые инопланетяне появляются в одной-единственной сцене. Возможно, их потом используют в сиквелах. Возможно, они так и останутся памятником самому дорогому независимому фильму, ведь сценарием, в отличие от красивой картинки, лента отнюдь не блещет.

Грандиозно начавшись, «Валериан» теряет запал по мере того, как продвигается сюжет. Выполнив первое задание и получив второе Валериан и Лорелин весь фильм пробираются к точке Х. Путь этот непрямой, они то и дело отвлекаются на мелкие задачи. Как правило, фильмы собирают подобные «сайд-квесты» в цельную историю. Например, в «Стартрек: Бесконечность» команда «Энтерпрайза» попадает на планету, где происходит что-то подозрительное. Сразу понятно, где злодей, что надо разгадать тайну происходящего, но сначала Кирк и компания должны разобраться с более срочными вопросами — где найти безопасное место, например. Решение таких проблем попутно работает на основную линию: каждый шаг подбрасывает новый ключ к разгадке и приближает к главному противостоянию.

«Валериан» выстроен иначе. Формально здесь тоже есть злодей и тайна. На практике же зрителю сразу показывают больше кусочков паззла, чем героям. Сложить их, додумать остальное — задача элементарная и решается уже на середине кино. Полную разгадку тайны выложат, едва герои доберутся до цели своего путешествия и никак не ранее. Всё, что происходит между завязкой и развязкой, — цепочка коротких историй, которые с тем же успехом могли существовать по отдельности. Так у фильма размывается центральная сюжетная линия, и он распадается на отрывки по 15-20 минут.

Бессон смешивает клише фантастических фильмов и собственные находки, но делает это слишком смело, непривычно. С центральными персонажами слом ожиданий идёт по полной программе, ведь «Валериан» вовсе не голливудский фильм — он же снят французским режиссёром по французскому комиксу. Велико искушение заявить, что Дэйн ДеХаан и Кара Делевинь — полный мискаст (почему герой-бабник выглядит подростком? почему Лорелин не рыжая?) и отправиться дальше. Однако не зря режиссёр 7 лет вынашивал идею фильма.

Выбор актёров на эти роли абсолютно сознателен. Валериан в исполнении ДеХаана выглядит обычно, потому что парень, добивающийся внимания девчонок, может выглядеть обычно, а не как суперзвезда. К тому же именно такие невзрачные типы нередко искренне уверены в собственной неотразимости и шарме. А Лорелин не играет фигуристая актриса, потому что выдающиеся формы — последнее, что важно для агента в бою.

Хотя герои выглядят молодо для званий майора и сержанта, своим поведением они редко дают усомниться в их заслуженности. Парочка может сколько угодно препираться, но в экстренных ситуациях взаимные шпильки уступают место профессионализму. Показательна сцена, когда во время погони Лорелин выводит Валериана не на тот шлюз. «Извини, я ошиблась» — «Всё в порядке, все ошибаются». Всё! Никаких выяснений, кто не умеет обращаться с техникой и припоминания прошлых обид. Оказывается, можно не устраивать драму на пустом месте, из-за которой задание будет провалено. Его можно не выполнить и по внешним причинам, а не потому что агенты разругались в ответственный момент.

Тому, что кинокритики разнесли фильм и таких главных героев в пух и прах, есть объективные причины: актёрам определённо тяжело взаимодействовать с синим экраном, да и сцены друг с другом получаются не всегда. Все романтические диалоги выглядят настолько неуклюже, что тут тоже подозреваешь авторский умысел. Легко зацепиться за недостатки и обсудить, играет ли Кара Делевинь хоть что-то или только орёт, стреляет с каменным лицом и бьёт морды. Сюжет так же прост, насколько была проста мысль «пятый элемент — это любовь». Вместе с тем «Валериан» подхватывает укрепляющийся тренд, что герои блокбастеров необязательно должны выглядеть героически — им достаточно просто выполнять свою работу. Пока голливудские студии осторожно, чтобы не потерять денег, приучают к этой мысли зрителя, выросшего на их же стереотипах, независимый французский режиссёр снимает в своё удовольствие. Люк Бессон пошёл ва-банк и, похоже, может проиграть, что не мешает ему в свободное время писать сценарии к возможной трилогии.

К финалу становится ясно, что никакая сногсшибательная картинка не перевесит рваный сюжет. «Валериан» разлетается на куски, словно дорогая ваза, пока на экране бегут титры. Оставите ли вы всё как есть или попытаетесь их склеить, дабы сохранить впечатления от путешествия в прекрасное будущее — полностью ваш выбор.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!