Ван Гог: Золото и лазурь — Человек, который писал сердцем

«Ван Гог. Золото и лазурь» не является первой документальной лентой, обратившей внимание зрителя на творчество знаменитого художника. Однако она, как и положено произведению подобного рода, позволяет посмотреть под новым углом на уже знакомую нам историю жизнеописания и творческого пути гения. А если быть точнее, мы получаем уникальную возможность увидеть «Мир Ван Гога» глазами Хелен Креллер-Мюллер, одной из первых оценившей по достоинству его творчество. По сути это задокументированная история любви и преданности людей, которые физически между собой никогда не встречались. С одной стороны Хелен, которая сумела прочувствовать все то, что так хотел передать Винсент в своих картинах. Познакомившись с его творчеством незадолго после его смерти, она проведет остаток жизни в попытке собрать коллекцию полотен художника и показать ее всему миру. С другой стороны всеобъемлющая любовь Ван Гога к самим этим чувствам и ощущениям, переполнявшим его и находившим выход в живописи.

Почти все лица, задействованные в фильме, посвятили большую часть своей жизни изучению живописи и биографии Винсента: ими были многократно прочитаны сотни его писем, а также письма самой Хелен, которая в его картинах находила ультимативное понимание. Кажется, ее страдания могла усмирить лишь его живопись. С ней она ощущала себя менее одинокой, и то родное сердцу, что она нашла в его работах, Хелен не могла найти в мире живых как ни пыталась.

Во многом потому что целью живописи Винсента было изображение не внешнего, как это ни парадоксально, а внутреннего. При создании портретов он стремился показать не детали в чертах лица, а передать внутреннее состояние человека и его сущность. Сделать это безусловно сложнее, поскольку задачей стоит изобразить то, что подчас не видно глазу. Он хотел отражать боль и страдание, на лицах простых людей, сидящих за ужином или работающих в поле, а не внешнюю красоту вещей. Искусство было для него его собственным откровением миру, и он стремился создавать его со всей честностью и искренностью.

Поразительно, что человек может вызывать такие сложные и такие понятные сердцу чувства, просто представляя нашему взору не детализировано прописанный портрет. Здесь за каждым из невероятного количества штрихов, смелых и четких, стоит выверенное ощущение того, что каждый из них находится ровно на своем месте. И с одной стороны — мы не видим каждую микроэмоцию, не видим какую мимическую маску формируют морщины на лице, так как техника написания далека от принятой в академизме. Однако складываясь в одно целое, мазок за мазком, картина оживает и становится настолько чувственной и трогающей, какой ей никогда не удалось бы стать, не будь она написана в стиле постимпрессионизма. Даже при изображении пейзажей, где казалось бы — откуда взяться настроению, эмоциям, чувствам? Это ведь не изображение живого человека, со всей считываемой с него (при большом внимании) информацией. Как передать не общее настроение, а ощущение присутствия? И тут Ван Гогу магически удается сделать зрителя приемником собственной сензитивности и зародить в нем все то, что ему удается вытащить по крупице из собственных ощущений при созерцании природы, вместо того, чтобы передавать точное фотографическое ее изображение.

В этом и заключается мистическая составляющая творчества Винсента — он устанавливает бессловесное взаимопонимание со зрителем, имея при этом для общения только визуальные образы. Добиться такого можно лишь задевая нужные струны души, но не одно это послужило созданию прочной связи между ним и Хелен. Другой нитью, незримо соединяющей их, был поиск смысла жизни. Художник его так и не обрел, в конце концов выстрелив себе в сердце, чтобы избавиться наконец от переполняющих его душевных мук. А Хелен, спаслась тем, что нашла свое предназначение в возведении музея памяти своей родственной душе. В этом музее работают прекрасные люди, не менее, чем она сама, ценящие творчество Ван Гога. Чертовски приятно наблюдать за тем, с какой искренней заинтересованностью и любовью они относятся к наследию мастера.

И здесь главный повод для недоумения вызывает тот факт, что создатели фильма выбрали на роль проводника и рассказчика в этой истории актрису Валерию Бруни-Тедески. Не ясно, является ли она поклонницей творчества Винсента, но также легко, как считывается визуальный нарратив с картин художника, становится понятно что ей не хватает вовлеченности. И тут дело даже не в том, что она не прониклась всей этой историей. Просто она подобно телевизионной ведущей чеканит на камеру заученный текст, выжимая вымученные эмоции и создавая впечатление просмотра передачи «Женский взгляд» с Оксаной Пушкиной. Так как фильм итальянского производства, остается догадываться, что создатели просто взяли приятную итальянскую актрису, имеющую большое значение для местного кинематографа, чтобы привнести национальное зерно в документалку. Однако если бы связующим звеном всего фильма остались лишь сотрудники музея и эксперты по живописи, то лента казалась бы более выверенной и цельной.

Вдобавок к этому, при попытке рассказать о последних годах жизни Винсента, связанных с прогрессией его депрессии, создатели приходят к не очевидному решению и портят картину дикими вставками со съемкой обезумевшей камерой в темных тонах. Кадры, похожие на побег из подвала маньяка в каком-нибудь хорроре от первого лица, видимо призваны помочь зрителю понять, как чувствует себя человек на грани безумия. На деле это выглядит нелепо, показывает лишь поверхностное понимание авторами фильма данного состояния и ставит зрителя в ступор своей примитивностью. Пытаясь передать настроение такого интимного эпизода из жизни, куда грамотнее было бы придумать что-нибудь другое и более уважительное.

В целом документальная картина получилась очень достойной, пропитанной любовью, восхищением и тихим благоговением, однако местами немного не лаконичной и будто завершенной наспех. Вроде как создатели очень постарались: всех профессионалов в области живописи музея опросили, факты из писем Хелены и Винсента собрали, цитаты из них к месту вставили и дополнили макросъемкой признанных шедевров. А в итоге получилось произведение, где в единую картину информация собирается с трудом. С другой стороны, это все-таки лента об искусстве, призванная расширить кругозор зрителя и рассказать ему немного больше о великом человеке. И в этом плане она прекрасно справляется с поставленной задачей, трогает сердце, вдохновляет и задевает нужные струны души, прямо как живопись мастера.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!