Путешествие времени — Мать, ты где

15 лет. На протяжении долгих 15 лет авторы фильма «Путешествие времени» продумывали картину и консультировались с лучшими учёными. Как показать на широком экране создание вселенной, так называемый Большой взрыв? Как представить и нарисовать угасание космоса? Повезло, что нашли хоть какую-то картинку перед глазами: где могли, использовали в помощь изображения с автоматической обсерватории на орбите вокруг Земли «Хаббл». По-другому фильм было бы не сдать — он наполнен космическими кадрами, которые больше напоминают пространные картины современных художников, чем типичную фантастику.

Оно и верно: фильм далёк и от фантастики, и от научно-познавательного кино. Режиссёр Терренс Малик не водит зрителя за ручку и объясняет тайны вселенной, как сотрудник BBC или National Geographic. Наоборот, он ставит перед зрителем красивую картинку, садится рядом и начинает пафосно декларировать пространные мысли о природе и положении человека на Земле. «Что такое мать? Где мать? Кто мы для неё?»

И ему, собственно, можно — режиссёр трижды номинировался на «Оскар», выигрывал главный приз кинофестивалей в Каннах, Берлине, и на протяжение всей карьеры снимал фильмы для себя. Критики в последние годы ругают его за игнорирование сюжета и излишнее внимание красоте картинки. Его фильмы давно состоят не из действия, а созерцания. «Путешествие времени», которое Малик задумал снять ещё в 1970-ых, — самый яркий пример его пространного почерка. В фильме не то что сюжета, связки между эпизодами почти нет.

Космос. Рыбы. Небо. Улицы в Китае, снятые на мобильник. Обезьяны. Опять рыбы. Динозавры. Извержение вулкана. Малик показывает разные этапы зарождения жизни, от космических звёзд до свадьбы в Израиле. И единственная связующая нить — голос рассказчика. В короткой версии для американских IMAX-залов эту задачу взял на себя Брэд Питт; в полуторачасовой, полноценной — Кейт Бланшетт. За отечественную озвучку в этот раз не стыдно — в наших кинотеатрах закадровый текст читает Константин Хабенский.

Но какой здесь текст. Функция рассказчика в «Путешествии времени» сродни задачам «драг-гайда» — опытного человека, помогающего новичкам во время наркотического «прихода». Текст Малика, который озвучивает Хабенский, направляет даже не мысль, а чувственное восприятие зрителя в верное русло, задуманное режиссёром. Смерть, радость, страх. Слова в фильме выполняют ту же функцию, что и картинка — помогают испытать чувственный опыт. Так сказать, трип режиссёра, который тот проходит в процессе восхищения природой, жизнью во всём её многообразии.

Таким образом, «Путешествие времени» бесполезно сравнивать с любой другой документалистикой. Фильмы Терренса Малика уже давно ушли от привычных канонов и развиваются своим путём, известным одному режиссёру. Смотреть, или, скорее, впитывать подобное авторское кино — сложная задача, но не бессмысленная. Подобной красоты, таких видов космоса и извержения вулкана, снятого так, что у оператора расплавилась обувь от лавы, больше нигде не увидеть. Малик успешно доказывает зрителю главную мысль — жизнь прекрасна и радостна.

Текст прислал Дмитрий Лисовский.

 


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!