Мнение о Wasteland 2 — ПОТРАЧЕНО

Театр существует веками. Литература с музыкой пару-тройку тысячелетий. Даже кино в качестве индустрии уже справляет переваливший за сотню день своего рождения. На этом фоне те жалкие 30-40 лет, что существует в более или менее организованном виде игропром, просто ничто. Однако этого уже вполне достаточно для того, чтобы нарастить культурные пласты и сгенерировать богатые залежи ностальгии. А там, где сильна ностальгия, всегда тут как тут появляются желающие на ней нажиться.

WL2 2014-09-21 14-43-47-38

Вообще для таких господ теперь существует отдельная платформа — Kickstarter. Первой парой волн успешных игровых проектов, если вы помните, там были как раз “квест от создателя квестов из 90-х”, “РПГ от авторов лучших РПГ вашего детства” и прочая подобная ересь. Прошёл год и “заманушки” начали выходить. И оказалось, что в игровой индустрии всё в общем-то не так грустно. Отличная Divinity: Original Sin, крепкая Shadowrun (рецензия на который является внутриредакционной сказкой), поразительный Broken Age, яркая Banner Saga… Все эти проекты здорово балансировали на грани добрых воспоминаний и реально новых, свежих ощущений, не забывая про лимиты бюджета, а подчас, как, к примеру, в Banner Saga, здорово из них выкручиваясь. Да и что греха таить, люди за этими играми тоже стояли далеко не бесталанные и вполне коммерчески успешные в современном мире консолей и мобилочек.

С Wasteland 2, одной из самых ярких звёзд заявок первой волны, всё вышло немного иначе. А другого и быть не могло, и вот почему. Вспомните, ну вот что реально хорошего сделал Брайан Фарго на пару со своей студией inXile со времён Fallout 2? Bard’s Tale? Но кроме юмора она была кривой и уродливой даже по стандартам 2005-го года! Hunted? Не к обеду вообще будет упомянуто. Я не знаю, на что вообще изначально покупалась публика с Кикстартера, кроме тёплых воспоминаний Fallout 2 от ФАРГУС (имя Фарго они тогда не знали, может омофонично просто сопало?). Да и делали нашу всеми любимую сагу о Супермутантах и Пустоши другие люди: Леонард Боярский, Тим Кейн… Из первичной команды над созданием Wasteland 2 работал только Крис Авелон, и тот по касательной, поскольку Крис сидит и трудится над Torment, а ранее был занят во вполне успешной даже в современном бизнесе Obsidian.

breathe_of_wasteland_1800_v1

Результат творений бывшего-бывшего топ-менеджера и малопонятных людей с улицы на фундаменте вашей ностальгии получился ровно таким же впечатляющим, как концерт “ДИСКОТЕКА 80-Х ОТ РЕТРО-ФМ” в Олимпийском. Ну, знаете, когда перетянутые пластической хирургией, лоснящиеся от алкоголя звёзды поют давно вышедшие из моды хиты для немного безумной аудитории, состоящей из “тёть галь” и “дядь петь”. А те рыдают, пускаются впляс и нескладно подпевают ушедшей молодости, потерянной фигуре и всему такому прочему. Короче, такое, достаточно специфическое жалкое зрелище строго для своих.

Вот и Wasteland 2 очень дурна собой. От её ролевой системой плохо пахнет поношенной ещё в 97-м году недо-калькой настольного GURPS за авторством Стива Джексона, а арт-дирекшен с сюжетом вызывают примерно столько же эмоций, сколько описание налоговой отчётности штата Калифорния в Википедии. В общем это действительно “Белые Розы” конца 80-х начала 90-х которые нескладно орёт в микрофон уже изрядно раздобревший Юра Шатунов в 2014-м году, только в лице Брайана Фарго. Абсолютно весь Fallout 2 перенесён в Wasteland 2 достаточно механически и бездумно, без попыток даже сесть и на секундочку и проанализировать то, что делало шедевр InterPlay великой игрой, а что тянуло Левиафан Пустошей ко дну.

Бой? Он всё так же крив и полагается на AP, нежели на ваши тактические манёвры. Бессодержательные тонны текста мелким шрифтом, отнимающие полэкрана? Да за милую душу! Идиотский неочевидный интерфейс с кучей ручек, дёргалок вместе с эксель-таблицами атрибутов? Держите, не кричите только. Дисбалансированная ролевая система с целой пустошью совершенно лишних параметров, которая позволяет раскачать кого угодно из кого угодно? Да как нефиг делать! Горы патронов и оружия в мире постапокалипсиса? Ну вам же должно быть весело!!!!11

Короче, Wasteland 2 пример того, как мастерски inXile перенесли все по-настоящему неудачные и раздражающие решения из старых ролевых игр. Жаль вот только по дороге к совершенству они забыли про всё остальное. К примеру яркие локации и запоминающийся арт-директинг. Если вы пришли за атмосферным постапокалипсисом, а не за схематичным “склад, дорога, мины, домик”. то может вы лучше расчехлите древнюю немецкую The Fall? Право, в первые несколько часов даже тамошние весьма уродливые пейзажи врезаются в память лучше, чем многие, сотканные из пяти моделек и трёх текстур локации Wasteland 2. Вторит этому и графика, которая словно бы сошла к нам из 2003 года, когда 3D уже вошло в обиход, но использовать его ещё не умели. Плохая техническая сторона словно бы подыгрывает немощности художников и дизайнеров и потому глядеть без слёз на Wasteland 2 может только очень сильно помирающий от жажды ностальгии человек. Святой Атом, даже Project Van Buren (это такой Fallout 3, который так и не увидел свет) выглядел симпатичнее на промо-скриншотах. К тому же из каждого элемента Wasteland 2 лезет банальная дешевизна, которую даже не пытаются скрыть. Портреты героев переехали из артов с кикстартер-странички, красивые пре-рендеры из Fallout были заменены на лайв-экшен с мутным  монтажем, кинохроникой, утянутой с ютуба и немытыми программистами в роли актёров. Что тут реально, кхм, качественного? Музыка Марка Моргана разве что, но это как раз тот элемент, который стоил копейки даже во времена оригинальной InterPlay.

383463

“Но мы же играем не в графику и картинку!” Хорошо, рейнджер, давай пинать труп геймплея. Боевая система топчется на месте и до понятия “тактика” ей, на самом деле, очень далеко. Как и положено РПГ из 90-х, слишком многое тут зиждется на настольных механиках и роли так называемого “кубика”, который за кадром кидают при каждом выстреле. После XCOM или той же Divinity, где “кубик” хоть и есть, но почти не торчит, воспринимается это просто дико.

Сюжет же в Wasteland 2… Есть. Квесты тоже есть. Почтовые, убивательные, всё как в 97-м! Поскольку всё сделано на дичайшем бюджете, персонажи по выписанности и яркости напоминают мусорные жбаны. Озвученных реплик мало, а о крупных планах лиц можно только мечтать. В эти же самые жбаны отправляется и большая часть диалогов, которые рябят перед взором мелким шрифтом и попросту плохо написаны. Знаете, это очень здорово контрастирует с Banner Saga родом с тех же кикстартерных глубин и с в три раза меньшим хайпом и бюджетом. Там, напомню, за неимением денег на озвучку история блистала великолепным литературным языком и богатыми аллюзиями на саги викингов.

Под конец все попытки вникнуть в Wasteland 2 разбиваются о самый главный бич ролевой игры “той поры” — о полную неочевидность происходящего. Что делать когда ты ранен? лечение в три-четыре клика, ура!) Куда жать чтобы получить уровень? (оказывается выйти на связь с базой) Почему кривая сложности скачет, как ошпаренный гепард? (а это уже твои проблемы, лол) Мааааммммаааа… И если очень давно, будучи прыщавым подростком можно было бы убить часов 7 за папкиным компом на попытки вникнуть в причуды каждой отдельной игры, отчего-то делать это сейчас совершенно не хочется, да и времени попросту нет.

fallout1

Совершенно не отрицаю, что у всего вышеописанного есть преданные фанаты. Они есть у каждого произведения или течения, которое так или иначе всколыхнуло масскульт. Fallout действительно был вехой жанра и индустрии в целом. Просто время таких игр безбожно ушло. Ролевые компютерные продукты ушли от настольных механик, текст заменила озвучка, а огромные стены ничего не значащих характеристик были переосмысленны в гибкие ролевые системы, которые напирают на скилл, а не на кубик и полный дисбаланс при прокачке партии. И посему, чем тратить время на достаточно посредственную RPG от Фарго, лучше установите себе с GOG те самые Fallout 1 или 2. Они куда как больше заслуживают ваших денег, времени и внимания.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!