Мы всегда жили в замке — Изображая жертву

Новый фильм Стэйси Пассон Американские боги», «Каратель», «Карточный домик» и т. д.) вышел в США ещё в прошлом году, однако до нашего проката добрался только сейчас, обосновавшись там тихо и незаметно, но исподволь привлекая к себе внимание любителей «Возвращения в Брайдсхед» и прочих романов об упадке аристократии. Впрочем, кроме эстетики декаданса фильм развешивает ещё много крючков: скелет в шкафу, таинственное убийство, странные ритуалы, отношенческий треугольник, почётный Зимний Солдат киномарвела Себастьян Стэн в роли вершины этого треугольника…

Блэквуды всегда жили в «замке» — большом особняке на холме. За коваными воротами — чтобы не совались деревенские. Это — главное, что нужно о них знать.

Даже после трагедии, оставившей Маркису (Таисса Фармина)  и Констанцию (Александра Даддарио) сиротами, а их дядю Джулиана (Криспин Гловер) — инвалидом, Блэквуды не сдаются и упорно поддерживают в своём замке атмосферу тихого оазиса. Но охранные чары Маркисы, не пускающие в этот оазис посторонних, дают сбой: неотразимый Чарльз (Себастьян Стэн) появляется на пороге, и это меняет всё.

Стэйси Пассон поселяет сестёр в волшебном мирке: Маркиса, большеглазый, нескладный ребёнок с косичками, проводит дни в магических ритуалах среди яркой, сочной и дикой зелени леса. Вокруг неё переплетения трав и цветов, рисунки и старинные книги. Красавица Констанция, когда-то обвинённая в убийстве родителей, но оправданная, страдает агорафобией, и разбивает чудесный сад, обустраивает уютную кухню, а себя делает цветущей, вечно улыбчивой домохозяйкой из 50-х.

Но главная драма не в том, что пришелец грубо вторгается в этот мирок, а в том, что зло приходит не с ним: оно уже таилось в «замке». И вопрос только в том, кто из присутствующих — его воплощение, а кто — жертва.

Конечно, личность убийцы, осиротившего Блэквудов, очевидна, но актёрскому трио («дядя Джулиан» здесь работает скорее как триггер ситуаций) хватает таланта чтобы сделать путь к разгадке увлекательным. Макнуть зрителя в холодный, липкий ужас перед омерзительными проявлениями человеческой природы и круговоротом насилия. Фильм получился камерный и добротный, яркий, где нужно, тусклый, где должно быть страшно. Не оскароносная трагедия, но и не сомнительная перепевка классических тем вроде «Голоса из камня».

«Мы всегда жили в замке» хочется поставить в один ряд с «The Little Stranger», (так и не вышедшем в русском прокате). Та же клаустрофобия, та же безысходность, та же тема Чужака, пришедшего из большого мира чтоб всё разрушить. Но если Донал Глисон в «Маленьком незнакомце» играет Чужака серого, пустого, проникающего в старый дом, как плесень, Чужак Себастьян Стэн ярок, эмоционален, и из всех бедствий, которые могут случиться со старым домом похож, скорее, на пожар.

Но под силу ли этому пожару уничтожить защитную магию Маркиссы? Действительно ли Маркисса поступает правильно, отталкивая его?

Мистика здесь переплетена с безумием, а безумие — с безысходностью, но назвать фильм тяжёлым или слишком драматичным сложно — так искренне он поначалу маскируется под подростковую историю странной и трогательной семейки  вроде бестселлера с похожим названием — «Я захватываю замок».

Сёстрам Блэквуд замок захватывать не нужно — они всегда жили в нём, и намерены продолжать несмотря ни на что. К добру или к худу, решать зрителю.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!