Современному телевидению в последнее время остро не хватало проекта, чье итоговое КПД было бы выше стандартного и не ограничивалось только неплохой задумкой и финалом одного сезона. На сегодняшний момент в Америке сформировалась тенденция к тому, что единственным каналом, безошибочно выстреливающим в зрителя качественным контентом, стал FX («Фарго», AHS, «Луи»). А вот всеми почитаемый HBO, любящий делать долго, дорого и круто, к сожалению, свои позиции начал сдавать. Закрывать уже продленные шоу, типа «На грани» (The Brink), выкидывать огромные деньги на рискованные проекты вроде «Винила» и тому подобное. Разумеется, долго так продолжаться не могло, и на свет появился сериал, о котором осенью 2016-го не говорил только ленивый.
«Мир Дикого Запада» является очень качественным примером переосмысления классического произведения. В данной ситуации речь идет об одноименном фильме 1972-го года, рассказывающем о необычном парке развлечений, где любой желающий мог оказаться в Америке времен Фронтира со всеми вытекающим обстоятельствами и без каких-либо ограничений в плане выбора собственных утех. Хочешь – грабь, хочешь – убивай, становись фермером, вступай в ряды армии, ищи спрятанные сокровища – любой каприз за твои деньги. Осуществить все это позволяло то, что все персонажи, которых вы встречали на территории «заповедника» были роботами-андроидами. Но как это часто бывает в фантастических произведениях, идиллия царила недолго, и вот уже гости парка становятся жертвами механических созданий. Картина имела солидный успех, даже обзавелась сиквелом и небольшим сериалом.
Шоу от HBO из изначальной ленты взяла лишь только основу, а дальше отправилось в свое собственное исследование человеческих страстей и роботизированных чувств. По своей сути Westworld не предлагает своему зрителю ничего нового. Здесь есть искусственный интеллект, осознающий себя и фальшивость окружающего мира. Человек, мнящий себя Богом, но при этом чаще слепо следующий своим низменным инстинктам, а не возвышенным целям. Но делает сериал уникальным не это, а то насколько здорово в обычную историю здесь вплетены все основные гуманистические и экзистенциальные вопросы. Кто мы в этом мире? Что есть сознание и наш внутренний голос? Что определяет наши действия и поступки — среда или тайные желание? Актуальность подобных тем, чего уж тут греха таить, вряд ли когда-нибудь сможет отойти для человечества на второй план. А тут это все еще в тематике вестерна.
Немаловажно еще и то, что у Westworld оказалась довольно прямолинейная структура, в которой увязали практически все детали, при этом бич всех телевизионных, повествовательных продуктов, а именно флэшбеки, преподнесли с размахом и помпой. Создатели прямо-таки настаивали на том, чтобы человек перед экраном все считывал, формировал правильные вопросы и старался верно предугадать, что же случится с его любимыми героями. Некоторые, правда, считают, что если технотриллер слишком легко «декодируется» — то это плохой знак. На мой взгляд, это абсолютная неправда. Сценаристы не обязаны работать по принципу шок контента, потому что если им слишком сильно злоупотреблять, он может элементарно надоесть (смотри The Walking Dead и смерти в «Игре престолов»).
«Западный мир» строит свою вселенную по принципу: у меня есть загадка и я дал все возможные подсказки, если ты обо всем догадался – молодец; если нет – впереди тебя ждет приятный сюрприз. Для современного телевидения, любящего брать ответы на важные сюжетные вопросы с потолка, подобная честность была своего рода нонсенсом, Но брат Джонатан Нолан не хотел, чтобы его проект просто смотрели, он хотел, чтобы его обсуждали, строили теории и доказывали их не только в первые часы после выхода эпизода, но и спустя неделю. В каком-то смысле шоу стало Lost с человеческим лицом или, если хотите, The Leftovers, играющем не с вашими чувствами, а разумом.
Но производить все эти махинации только благодаря сценарию довольно сложно, если его некому играть. И вот тут, конечно, HBO разгулялся не на шутку. Есть мнение, что Westworld стал самым дорогим сериалом не только из-за декораций, спецэффектов, но и актерских гонораров. Слава богу, что времена, когда герои The Entourage того же канала шутили о том, что если известная звезда попадёт на тв, то о нем все забудут, давно прошли. Потому что ну невозможно забыть таких людей, как наградные Хопкинс, Райт и Харрис. Тоже относится и к молодым, но уже достаточно опытным Барнс, Симмонс, Рэйчел Вуд, Марсден и Ньютон. У каждого из них в мире шоу зарыто слишком много скелетов, чтобы можно было однозначно говорить хороший ли их герой или нет. Хотя, может, в случае Мейв создатели малость перестарались, ибо на лицо той самой революции она тянула едва ли. И финал сезона прекрасно показал нам почему. Хотя, возможно, в этом-то как раз и был замысел.
Еще финал подтвердил распространенную теорию о том, что сериалы-загадки, на самом деле, о самых важных вещах говорят именно в лоб, просто некоторые категории зрителей не готовы или просто не могут их услышать. Самосознание, внутренний голос, свободная воля, цена человеческого творения и даже Бог. У всех этих тем, так или иначе, будет очень элегантная подводка и не менее шикарный эндшпиль, заставляющий особо ярых поклонников спрашивать: а нужен ли нам еще один сезон about hosts and guests?
Ну, конечно, нужен. Это же тебе не Person of Interest от CBS, где Нолану со своей женой приходилось добавлять десятки серий филеров, дабы заполнить тишину эфира и напомнить всем, что ты смотришь все же процедурал, а не один из лучших сериалов пятилетки. Разве можно воспротивиться желанию увидеть настоящую революцию роботов и то, как некоторые люди, в частности Человек в черном, придут от этого в настоящий восторг. Интересно узнать, как себя будут вести другие андроиды, внезапно осознавшие, что вся их жизнь срежированная кем-то история. Захотят ли они остаться внутри парка или будут прорываться наружу? Подозреваю, что совсем вырваться им не даст прямая директива, вписанная в код (смотри «побег» Мейв). Вместо этого нас наверняка ожидает путешествие в парки других эпох, потому что те жирные намеки, что дал нам финальный эпизод вряд ли были сделаны просто, чтобы порадовать поклонников оригинала. Хотя средневековый Китай или Япония обойдется каналу достаточно дорого. А если вспомнить еще, что в оригинальном фильме был Древний Мир, то мечты о других участках парка становятся более призрачными.
Конечно, еще не стоит забывать и про нескольких персонажей, чья итоговая судьба так до конца и неизвестна. Тут, правда, не всегда, в отличие от «Игры престолов», чья-то смерть означает полноценное прощание с экранным героем, как ни как у нас речь идет о роботах-андроидах и смастерить заново даже самого изувеченного персонажа дело всего-лишь нескольких часов. Поэтому даже самые очевидные трагедии могут обернуться прекрасно поставленным сюжетным ходом. Но нет до конца определенной уверенности, что создатели на это пойдут. Хотя в случае доктора Форда этого очень хочется. Ибо как бы высокопарно не звучала его праздничная речь, слабо вериться, что такой жестокий манипулятор и интриган смог на старости лет, вдруг испытать столь бурные чувства по отношению к своим «детям», что решил положить «неистовый» конец их заточению. Однако так ли это мы узнаем лишь в 2018-м году, а пока остается лишь переслушивать восхитительный саундтрек Рамина Джавади и следить за тем, чтобы ковбойская шляпа не истрепалась.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!