Белый парень Рик — Жертва американской мечты

Детройт, Ричард Верши-младший — довольно наглый четырнадцатилетний парень, живущий с неудачливым отцом одиночкой и сидящей на героине старшей сестрой. Пока отец сводит концы с концами, толкая дешевое оружие на черном рынке, его сын, желая максимально удалиться от бедного сосуществования своей семьи, уже вхож в местные криминальные авторитетные круги, где его и прозвали «Белым парнем Риком» из-за преимущественно чернокожего контингента Детройта 80-х. Правда стричь бабло на пушках и наркоте ему не даст удачно появившееся в одночасье ФБР, зато предложит стать их осведомителем. Работа проста — стучать на оружейных и наркобаронов его округа, пользуясь имеющимся авторитетом. И каким бы противным и опекающим это предложение ни было, отказаться от него нельзя, в противном случае отец окажется за решеткой, где он по закону и должен быть давно. Со временем, стукачество младшего Рика превратиться в нечто большее и необратимое, но пока неспешный темп картины об американских ценностях и семьях располагает к поиску истинных причин бесконечного обогащения каждого американца, и Рик не станет исключением. Американских историй преступлений подобных этой миллион, но вот таких опустошающих историй о семье, как паразите — единицы.

Нам рассказывают этот сюжет о взлете и падении молодого поколения, преследующее американскую мечту, уже годами, и ничего в корне не меняется. Все такая же нравоученческая мантра о вреде бездумной погони за деньгами, важности сохранения семьи и последствиях собственных действий, вернуть которых невозможно. Но как оказалось, Яну Деманжу совершенно наплевать на все перечисленное. У него свой британский свежий взгляд на покрывшуюся плесенью американскую мечту.

По его мнению, американская мечта если и существует, то только как навязанный ею же продукт потребления. Причем продукт не то что бы жизненно необходимый, а скорее дополняющий иллюзорную полноценность и осмысленность жизни рядового американца. Так же как излишняя картошка в обеде с и без того жирным бургером, американская мечта —лишь навязанный символ. Именно эту метафору использует отец Рика для сравнения с таким же “нужным” глушителем, который они должны продавать вместе с основным оружием на черном рынке. Она же станет и определяющей для еще тогда четырнадцатилетнего парня, который станет брать условную экстра картошку всегда, везде и не задумываясь ни на секунду. Он старается не потерять доверие друзей из криминального мира и соглашается сотрудничать с ФБР, одновременно крутит роман с одноклассницей и сногсшибательной пассией знакомого наркобарона, продает липовый кокаин под патронажем федералов и толкает настоящий. Рик не может делать по-иному не потому что жаден, а потому что на его глазах так делает вся Америка, включая и его никудышного отца. Белый парень Рик — жертва американской мечты и одновременно же ее часть.

«У каждого действия есть свои последствия», —будет повторять как молитву перед сном Рику его же отец, сам не являющийся ни примером для подражания, ни последователем этого жизненного урока. В реальности же это нравоучении не только не поможет Рику, когда он наступит на эти грабли с десяток раз, но и просто не будет иметь к суровой действительности никакого отношения. Преступление для обычного «белого» в Детройте обходится предупреждениями и возможностью сотрудничества с правительственными структурами, когда для «черного» — это сразу билет в тюрьму, а вот власть имущим и вовсе все сойдет с рук при любой оплошности. А порой действия в деманжевской Америке вообще не имеют никаких последствий, а если и имеют, то непредсказуемые и непросчитываемые. Миру не только чужда справедливость, но и совершенно безразличны раскаяния заблудших и их попытки исправить все свои ошибки — тот урок, который Рику преподаст лишь сама жизнь, когда тот окажется уже в точке невозврата.

Самая же поразительная деконструкция здесь происходит в американской семье. Семья Рика, показанная Деманжем, проходит процесс от полной разрозненности до удивительной общности. Рик перестает винить отца в собственной неудачливости, а его сестра, наркотически реабилитировавшись, перестает ненавидеть отца за то финансовое и моральное дно, на котором они все дружно оказались. Правда самому Рику это все абсолютно не поможет, руководствуясь благими намерениями по спасению самых дорогих ему людей, он окажется в положении, когда ему придется переосмыслить целесообразность рисков, на которые ему пришлось пойти ради них. Он становится заложником не только американской мечты, но и грехов собственной семьи. Она для него — главная ценность и одновременно слабость, тянущая его на дно. В сухом остатке и Рик — далеко не мученик. Он принимает собственные, порой ужасные решения, за которые он же и ответственен, вне зависимости от последствий. Разрываемый угнетающим обществом и непутевой семьей, Рик одинок, юн и потерян, хоть и делает вид, что он — новый Аль Капоне или Пабло Эскобар.

Ян Деманж уже показывал тему одиночества и растерянности перед холодным безразличным миром в его дебюте «’71». То была страшная бескомпромиссная картина о разрывающейся изнутри национальным конфликтом Северной Ирландии, но даже там Деманж показывал какую-никакую семейную ячейку, как единственный островок надежды на сплоченность. А в «Белом парне Рике» кажется он частично развенчивает и этот миф. Семья — не всегда наш спасительный круг, не люди, на которых можно положиться, к которым можно прислушаться. Семья бывает и паразитом, чьи болезненные убеждения заражают и тебя, чья помощь скорее губительна, а отделаться порою невозможно, ведь вы связаны кровью.

Хоть семью, в которой мы рождаемся, не выбирают, у нас все еще есть возможность создать свою собственную, и хотя бы попытаться исправить ошибки прошлого. Рик Верши, как реальный, так экранный, по выходу из тюрьмы теряет отца, но имеет уже взрослую дочь. А значит имеет быть шанс, что Верши извлек главный урок своей жизни — быть лишь заботливым наблюдателем и помощником своих детей и внуков, а не учителем и наставником. Ибо со слов своего покойного отца: «Семья — хрупкий сосуд, и к сожалению, он не вечен». Ведь пока он есть, есть и надежда, что в этот раз он и простоит подольше. В 2017 Рик вышел из тюрьмы после 30 лет заточения и сказал, что счастлив, как никогда прежде. Ведь с его души упал невыносимый груз, и теперь он по-настоящему свободен. Он свободен от ошибок, как своих, так и уже покойного отца. Сейчас Рик — чистый лист, который когда-то был до отказа забит отцовскими убеждениями и нравоучениями, чужим видением американской мечты и наивной надеждой выйти сухим из воды. Лишь утратив все до конца, ты обретаешь свободу. Не помню, кто сказал…


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!