Дикая жизнь — Постановочное счастье

Сыграв в немалом числе картин и получив признание в кинематографической сфере, Пол Дано, давно желавший снять собственную киноленту, наконец решился на это. За актерскую карьеру у него сформировалось выверенное чувственное осознание того, как и что нужно сделать, чтобы в результате получился честный и попадающий в цель фильм. Все это время он будто нащупывал грани того, как исполнение роли перерастает в реальное переживание актером отсутствующего опыта. Дано на экране всегда воспринимается с особой искренностью и достоверностью. Именно эти личные особенности он смог передать и своей дебютной картине «Дикая жизнь». Первый показ состоялся на кинофестивале Санденс, где драма получила немало положительных отзывов. К сожалению, награду в главной номинации у нее перехватила лента «Девочка», рассказывающая о более насущных и остросоциальных проблемах, чем кино Пола. Она же забрала у «Дикой жизни» награду и на Каннском кинофестивале.

Как и сам режиссер, его полнометражная работа лаконична и скромна, но будет ошибкой назвать ее простодушной и не глубокой. Сложно объяснить чем именно, но с первых минут фильм заставляет чувствовать себя дискомфортно. Уже здесь, в начале, проявляются магические способности Дано, заключающиеся с одной стороны в интуитивном, с другой в осознанном понимании устройства человеческой психики. Перед зрителем предстает обычная американская семья из 60-х годов, недавно перебравшаяся в другой город. Джерри (Джейк Джилленхол) чистит обувь богатых джентельменов в гольф клубе, приходит домой и пьет пиво. Дженнет (Кэри Маллиган) убирает и готовит, а Джо (Эд Оксенбульд) ходит в школу и наблюдает за жизнью родителей, ведь семья является тем фундаментом, вокруг которого строится реальность любого ребенка.

Будни героев настолько по-житейски правдивы, что зрителю, за невозможностью удовлетворить свой эскапизм при кинопросмотре, зачастую больно за них. В вечерних семейных трапезах много недомолвок и плохо скрываемых эмоций, но вместе с тем искреннего желания к сотрудничеству, поддержки и обоюдного принятия. Кажется, они все действительно стараются жить так, как получается и радоваться этому. Но между чисткой чужих ботик, Джерри сыграл на деньги с клиентами клуба, чтобы немного подзаработать, и за это был уволен. Он начинает пить и впадает в депрессию, единственным выходом из которой герой видит отъезд на заработки, подразумевающие тушение лесных пожаров. Бороться с огнем — дело не из легких, поэтому когда он вернется и вернется ли живым неизвестно. Домочадцы решительно не понимают такого его решения: Дженнет устраивает истерику, а Джо просит отца остаться, однако оставив их наедине друг с другом, Джерри покидает дом.

В этой истории все до крайности жизненно и понять можно совершенно каждого. Но по задумке автора, зритель видит развивающуюся драму по большей части с позиции подростка, за счет чего она ощущается гораздо более мучительной и болезненной, чем могла бы быть. Отец переживает некий жизненный кризис, ощущает себя жалким и чувствует физическую необходимость дистанцироваться от всех и привести в порядок психику и самоощущение. Мать, которая стойко встречала все жизненные невзгоды и проявляла силу воли для поддержки близких, съезжает с катушек. Женщина не понимает, как после всего, через что они с супругом прошли вместе, он просто ставит ее перед фактом о своем отъезде и оставляет одну решать все вопросы. В общем-то, она и начинает решать их так, как может и как видит. Дженнет одиноко, она не смогла принять поступок мужа и видит его, как предательство. Неизвестность толкает её на риски и необдуманные действия, которые ей до этого были совсем не свойственны, и на которые она бы не решилась, пребывая в нормальном состоянии духа.

Джо тем временем устраивается на работу фотографом, где начальник сообщает ему, что главная задача в портретной съемке клиента — поймать момент счастья. Мальчик приходит в мастерскую ловить чужие счастливые моменты, а потом возвращается к своей жизни, где он растерян и подавлен, и где нет места для уверенности в завтрашнем дне. Его жизнь пронизана безысходностью от того, что он никак не может хоть что-то исправить или как-либо повлиять на ситуацию. Все эти три человека, связанные по задумке создателей не только семейными узами, но и первой буквой имени, любят друг друга. Но любовь не помогает им сохранить семью и в этой несуразной детали заключается вся дикость жизни.

Пол Дано вместе со своей девушкой, а по совместительству еще и соавтором сценария, Зои Казан взяли за основу картины одноименный роман Ричарда Форда, с целью отразить переживание момента, когда ты теряешь самое дорогое, что у тебя есть в жизни. Пол отмечал, что читая книгу, он узнал себя в ребенке и выразил уверенность в том, что многим людям ее травмирующий сюжет покажется до боли знакомым. Это кино потрясает именно тем, как искусно оно воскрешает похороненные в памяти зрителя дискомфортные образы и держит в этом состоянии, начиная с первой минуты и не отпуская до последней. В процессе просмотра хочется выйти из зала, отвернуться, попытаться исправить ситуацию за самих героев, перестать смотреть фильм в конце концов, лишь бы не испытывать ощущение беспомощности перед лицом неизбежных перемен. К финалу становится совсем не понятно, что ощущается более болезненно — то, как невнятно складывается наша быстротечная жизнь или то, как натянуто мы стараемся убедить себя, что все еще можно исправить. Подобным самообманом люди занимаются каждый раз, когда собираются вместе и делают постановочные снимки, в надежде сохранить на века одну секунду совместного счастья, которое возможно никогда таковым и не было.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!