Ведьмак 3: Дикая Охота — Magnum Opus

Сейчас очень модно (и весьма, на мой взгляд, неуместно) сталкивать лбами труды польской команды CD Projekt RED и канадской BioWare. Фанаты обеих студий самозабвенно выливают помои друг на дружку на форумах, а в воздухе попахивает очередным глупым холиваром. Однако правда заключается в том, что судьбы BioWare и CDPR до того плотно сплетены нитями Предназначения, что представить их противниками или даже соперниками никогда не повернётся язык. Именно BioWare в своё время предоставила движок Aurora для первого «Ведьмака» и сильно помогла полякам с раскруткой проекта за пределами СНГ и Польши. Как оказалось, корм пошёл в такого дивного коня, что его даже не грех Плотвой назвать. CDPR сейчас фактически повторяет судьбу BioWare. И да — это комплимент.

0_9818e_7c454a39_orig

Судите сами. У каждой студии есть момент, когда из крепкого, доброго коллектива она вырывается в список великих. Делает нечто такое, о чём потом говорят на протяжении десятилетий. В случае с BioWare такой игрой когда-то стала Star Wars: Knights of the Old Republic, которая буквально подорвала под собой фундамент фанатского скепсиса и, по мнению очень многих, в плане сюжета, персонажей и близости к “духу” «тех самых Звёздных Войн» была заметно ближе к оригиналу, чем приквелы Джорджа Лукаса. Забавно, но KOTOR стала ещё и последним “лицензионным” ААА-проектом BioWare. Студия просто выросла из чужих историй и отправилась создавать собственные миры.

witcher3 2015-05-20 12-58-31-71

Ровно тем же, чем стал KOTOR для BioWare, «Ведьмак 3» является для относительно небольшой польской CDPR. Это, кроме шуток, Magnum Opus — лучшее произведение не только польской индустрии, но и игростроя всего славянского мира на текущий момент. РПГ, которой суждено переплюнуть по популярности и признанию не только конкурентов, но даже первоисточник (простите, пан Анджей!).

«Ведьмак 3: Дикая Охота» вышел до того монументальной и цельной игрой, что циничный игрожуровский подход с препарацией на составляющие тут едва работает. Можно сколь угодно дежурно хвалить сценарий и квесты, столь же дежурно ругать кривоватую навигацию и плохой интерфейс — нужного результата это не даст, равно как и понимания того, чем «Ведьмак 3» является на самом деле.

witcher3 2015-05-19 02-57-08-23

Абсолютно всё без исключения в “Дикой Охоте” продиктовано амбициями создать настоящий эпос, который в равной степени бы отдавал должное как серии игр «Ведьмак», так и внушительному литературному наследию Анджея Сапковского, до обидного неизвестному на Западе. Скрывать не буду, мне до последнего казалось, что у варшавских разработчиков банально “развяжется пупок”, слишком неподъемную ношу они взвалили на свои скромные, пусть и гордые плечи. И нет ничего приятнее в ожиданиях, чем их полное крушение. Особенно если это ожидание провала и вороха разбившихся надежд. Поляки смогли сдержать все обещания, где-то перевыполнить их, а также запаслись просто невероятно высоким кредитом доверия, который сильно пригодится студии во время запуска Cyberpunk 2077. Но да бог с ними, с прелюдиями, давайте поговорим непосредственно о герое этой рецензии.

witcher3 2015-05-20 11-53-04-11

Перво-наперво, «Ведьмак 3» — по-настоящему бескрайняя игра, словно раннеславянские просторы. Количество маркеров на карте мира пугает уже на стартовой локации, но игра совершенно честно разделяет побочки на “интересное” и “мусор для прокачки”, так что зачищать всё это великолепие, состоящее дай ты бог из пяти различных активностей, никто не заставляет. Не меньше глубины и эпического размаха зарыто в прокачке и боевой системе. Теперь очки умений можно получить не только за получение нового уровня, но и за нахождения специальных “мест силы”, а само древо навыков вернулось к чёткому разделению на бой, алхимию, магию и ведьмачьи таланты. Честно говоря, в этом аспекте «Ведьмак 3» напомнил недавний Shadow of Mordor. Бог знает почему.

witcher3 2015-05-20 00-17-47-10

Боевая система ушла от формулы “квен, перекат, удар, квен” и изо всех сил старается, чтобы вы использовали максимально как знаки, так и удары с блокированием и контратаками. Серьезным нововведением можно считать появление арбалета, но по большому счёту кроме редких сражений с летающими противниками он выполняет в игре ту же роль, что и дробовик в Bloodborne — прерывает серию и замораживает противников, дабы вы успели нанести удар. Всю боёвку вообще можно свести к фразе “Dark Souls для простого люда”, едва ли это будет искажением истины или каким-то ругательством. С геймпада всё играется на удивление бодро и интересно, и даже под конец игры воины Дикой Охоты едва ли дадут зазеваться, несмотря на легендарные шмотки в арсенале Геральта.

witcher3 2015-05-25 00-28-58-71

Крафт в игре тоже есть, но на фоне той же недавней Dragon Age: Inquisition он весьма неуклюжий, плюс обилие крутых шмоток и немножко сломанная экономика (в пользу игрока, замечу) едва ли заставят вас проводить в этой игровой системе много времени.

Пару слов хотелось бы замолвить за карточную «игру-в-игре» «Гвинт». Она, сказать по правде, вообще достойна отдельной рецензии, равно как и отдельного от «Ведьмака 3» релиза в виде настоящей коллекционной карточной игры. «Гвинт» — это некий аналог Magic The Gathering в мире Ведьмака, только интереснее, гибче и с меньшим упором на волю случая. Обязательно попробуйте «Гвинт», даже если до этого вы всегда пропускали подобные мини-игры в ролевых проектах. Оно того определенно стоит.

witcher3 2015-05-20 11-02-47-26

Жемчужиной игры, вне всякого сомнения, является работа сценаристов, художников и писателей. В небольшой кусочек мира Сапковского, который представлен Веленом, Новиградом и Архипелагом Скеллиге, веришь без остатка. Гигантские, красивейшие территории населяют невероятно колоритные и очень близкие любому жителю Восточной Европы типажи, вокруг которых вереницей вьются закрученные и очень интересные квесты. Здесь простой поход в таверну может обернуться сложной моральной и политической дилеммой, решение которой будет аукаться Геральту из Ривии до самого финала. Нет здесь однозначно “хороших” концовок и во многих побочных заданиях, а зачастую книжный принцип “меньшее зло” оставляет такое же горькое послевкусие, как и в конце одноименного рассказа. CDPR удалось создать столь живой, естественный и достоверный мир, что в него хочется возвращаться снова и снова, даже после 72 часов, которые автор затратил на первое прохождение. В последний раз так увлекали разве что GTA V и Skyrim. Согласитесь, сравнение о многом говорит.

witcher3 2015-05-20 11-24-03-62

Правда, “Дикая Охота” и вполовину не была бы так хороша, если бы не генеральный сценарий и то, как мастерски он вплетён в, казалось бы, второстепенные задания. От всего литературно-постановочного оформления игры исходит чувство целостности, законченности и необходимого для эпоса понимания того, что хочет видеть в финале истории игрок. И, что ещё приятнее, фанат литературной саги. Наконец-то появившиеся в игре Цирилла Фиона Элен Рианнон и Йеннифэр из Венгерберга на все сто процентов отыгрывают те роли, которые должны быть отыграны их литературными прототипами. Сценаристы пугающе изящно закольцовывают философские и романтические линии романов, а также внятно и логично дают ответы на многие вопросы, которые терзали читателей после, давайте уж честно, скороспелой и обидной концовки романов Сапковского.

witcher3 2015-05-20 14-33-00-70

При этом, в отличие от «Ведьмака 2», эпос истории избавился от пустых амбиций и сбивчивости рассказчиков. «Дикая Охота» начинается как сборник трогательных и пронзительных новелл, но с каждым часом совершенно логично перетекает в эпический цикл о судьбах целых империй и всего мира. И делает это, субъективно, во-многом заметно лучше книг-первоисточников.

А ещё «Ведьмак 3: Дикая Охота» — это, прости Мелителе, первая РПГ за многие годы, в финале которой испытываешь настоящий катарсис от того, как авторы сводят вместе сложные змейки различных историй, к которым ты прикипел за десятки часов. И то, как здорово, с каким уважением и чувством такта CDPR ставят точку в тяжёлой, весёлой, грустной и притягательной истории Геральта из Ривии, достойно высшего балла. На фоне столь чувственного прощания немного кривой баланс с интерфейсом или корявая система быстрых путешествий, простите, уже мало что значат, поэтому я с чистой совестью прощаю «Ведьмаку 3» все его недостатки как игры.

witcher3 2015-05-20 12-12-23-06

«Ведьмак 3: Дикая Охота» — монументальная игра, которой, однако, едва ли требуются монументальные рецензии или легендарные оценки. Она вполне способна постоять за себя сама и увлечь в свой дивный мир на долгие-долгие часы без какой-либо оглядки на чужое мнение. Настоящая, крепкая, великая ролевая игра, которую мы все без исключения с вами заслужили.

Шевелись, Плотва!

P.S. Ни в коем случае не играйте с английской озвучкой, пропустите ни с чем не сравнимый колорит локализации и замечательные голоса Геральта и Йеннифэр. Мы вас предупредили.

Купить «Ведьмак 3» на ПК, без DRM, легально и дешевле, чем в Steam


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!