Кэрол — Как важно быть серьезным и… политкорректным

Новый фильм Тодда Хейнса рассказывает о любви богатой, замужней и уставшей от жизни Кэрол (Кейт Бланшет) и молодой наивной иммигрантки из Чехии Терез (Руни Мара) в послевоенном Нью-Йорке пятидесятых годов. В связи с тем, что главная ставка в фильме сделана на однополую любовь, очень сложно удержаться от его сравнения с недавней «Жизнью Адель» (Франция, 2013 год). И хотя первый фильм снят по роману Патриции Хайсмит (сценаристки «Талантливого мистера Рипли»), а «Адель» по мотивам графического романа Жюли Маро — сценарии заметно похожи. Создается впечатление, что «Кэрол» — это просто консервативная, сильно смягченная адаптация «Адель» для американской публики.

v_nachalo

Если во французском фильме действие происходит здесь и сейчас, то в «Кэрол» зритель отдален от происходящего эпохой битников и буги-вуги. Если «Адель» делала акцент на предельную натуралистичность: героини жевали еду, плакали и занимались любовью «как в жизни», то «Кэрол» укутана в подчеркнуто красивую картинку. Главные героини фильма элегантны, грациозны и всегда милы как на открытке. Печальная музыка с самого начала настраивает на меланхоличную, тягучую волну: приготовьтесь грустить. Фильм снят качественно, этого у «Кэрол» не отнять: актрисы играют хорошо, декорации и костюмы на своем месте. Но картина в целом очень похожа на те, что ночью идут по телеканалу «Культура». То есть зритель с серьезным и вдумчивым лицом честно садится посмотреть и «обогатиться духовно», но через двадцать минут неминуемо засыпает, и уже кто-то из родных выключает за ним телевизор.

2

Может быть, в фильме важен не накал страстей, а социальный посыл? Однако дискриминация однополой любви также не потрясает своей жестокостью. Ревнивый муж Кэрол следит за ней, используя ее роман с Терез чтобы оставить себе ребенка. Но по большому счету, будь у Кэрол роман с мужчиной, он мог бы поступить точно так же. Вдобавок у нее помимо Терез есть еще одна любовница в исполнении Сары Полсон, звезды сериала «Американская история ужасов». По сюжету у них давние романтические отношения, а ханжеское и жестокое общество середины века им не особо мешает.

3

Может быть это просто нежная романтическая история, построенная на робких переглядываниях и внутреннем конфликте? Но в таком случае она невероятно банальна. Представьте, что это были бы не две девушки. Знакомство в магазине, ужин, предложение поехать вместе отдохнуть, первый секс, расставание, примирение. Даже временная разлука героинь вызвана не противоречиями между ними, как в той же «Адель», а внешними обстоятельствами, которые очень легко разрешаются. Стали бы мы смотреть такую «увлекательную» историю про гетеросексуальную любовь? А шокирует ли нас в 2016-ом однополая женская любовь, когда в 1996 году (в то время еще братья) Вачовски сняли достаточно откровенный фильм «Связь»? В то время как сериал детства «Зена: Королева воинов» скоро перезапустят, открыто сделав главную героиню бисексуальной?

За ангажированной темой не получается спрятать отсутствие интересного сюжета и вторичность всего происходящего. И когда в разгар очень, надо сказать, скромной любовной сцены Кэрол говорит Терез: «Ты мой ангел с другой планеты», — на зубах начинает скрипеть, как от сахара. Эта фраза воплощает в себе всю атмосферу фильма — пустую и банальную.

4_na_karsnoy_kovrovoy_dorozhke

В американской киноакадемии ценят простые истории любви, помещенные в непростые обстоятельства. В прошлом году это была «Вселенная Стивена Хокинга», еще раньше — «Она». «Кэрол» целилась именно в эту мишень, но ее опередил столь же нудный и назидательный «Бруклин».  Так что фильму пришлось довольствоваться актерскими номинациями для Кейт Бланшет и Руни Мары.

Любопытно, что пытаясь «разрушить стереотипы», скажем, об однополой любви, режиссеры сами же их и создают. Всегда одна лесбиянка взрослая и бывалая, а вторая — маленькая и наивная. И всегда у последней есть какой-то мальчик, которого она не любит, потому что он ее не понимает. И всегда должен быть очень красивый момент первой близости: складывается впечатление, что каждая из них, видимо уже от природы, знает, что надо делать. Одни и те же сцены из фильма в фильм, похожие образы и сюжеты — все это убивает жизнь, превращает любовь на экране в какую-то дежурную поп-песню, четвертую с альбома.

60

Текст подготовил Александр Фомин.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!