Колония Дигнидад — Голой Эммы Уотсон не будет, расходимся

К чему лукавить, если кто-то и пойдет на фильм «Колония Дигнидад», то только ради Эммы Уотсон. Существуют актрисы, которые стали секс-символами в совсем еще юном возрасте. Внешняя детскость и хрупкость в сочетании внутренней силой характера и смышлёностью дают невероятно притягательный эффект. Такой для поколения 80-90-х была Натали Портман в фильме «Леон», а для людей постарше – «Гостья из будущего» Наташа Гусева. Сейчас их место по праву занимает Эмма Уотсон (и еще, пожалуй, Хлоя Морец). Есть какое-то почти отеческое чувство, когда смотришь на Гермиону в любом другом фильме. Как будто бы ты лично принимал участие в ее жизни, наблюдал, как она взрослеет от одной части «Гарри Поттера» к другой, а сейчас радуешься: «Посмотрите, она старается, примеряет новый образ, умница какая!». И так же как родители ходят, прямо скажем, не на самые интересные школьные спектакли только чтобы поддержать свое чадо, так и я почти из тех же мотивов увидел в свое время довольно приличный «Хорошо быть тихоней», а сегодня — посредственный «Колония Дигнидад». Если говорить о последнем, то он относится к тем фильмам, которые можно с любопытством посмотреть, но в памяти кроме общей канвы ничего не останется. Ни одной какой-то уникальной или яркой сцены, эпизода. Кроме, пожалуй, купания Эммы Уотсон, которое может войти в топ самых больших обломов в истории кино. Вот она снимает рубашку, вот юбку, и вот… склейка, и она уже в воде….

диг1

Теперь о менее интересном: о фильме и контексте происходящего. В Южной Америке, как и во всем мире после Второй мировой, шла борьба между левыми, которых поддерживал СССР и, зачастую, крайне правыми силами, которых поддерживали США. В 1974 году к власти в Чили пришел Аугусто Пиночет. Его военная полуфашистская диктатура продлилась 16 лет. В эти годы на юге страны действительно существовала реальная колония Дигнидад или «Вилла Бавария». Это было закрытое немецкое поселение, основанное бывшим нацистом Паулем Шефером. Колония маскировалась под мирный анклав, занимающийся сельским хозяйством и благотворительностью, а по факту являлась жестокой тоталитарной сектой. Её распустили только после ухода Пиночета. Лишь в 2005 году глава секты Шефер был арестован и приговорен к двадцати годам за сексуальные домогательства к несовершеннолетним. Именно в эту колонию волей сценаристов судьбы попадают главные герои фильма.

диг4

Фильм достаточно ровный и ближе к концу даже интересный, когда история обрастает динамикой и одним неожиданным поворотом. Но картина все равно кажется обобщенной и поверхностной, а потому и не цепляет. Сюжет фильма – это побег из тоталитарной секты. Что нас увлекает в фильмах про побег? Персонаж, которому мы сопереживаем. Главный герой «Побега из Шоушенка» — тихий, интеллигентный юрист, который невиновен. Мы желаем ему удачи из чувства справедливости и в силу обаяния этого маленького человека, который не сдается. Герой фильма «Полуночный экспресс» попался на турецкой границе с травкой. Да, он виноват, он и сам это понимает, ему обидно, стыдно – простая, глупая ситуация, но мы волнуемся за него, ведь проступок несоизмерим с жестокостью наказания.

В «Колонии» о главных героях ничего не понятно. Даниэль Брюль играет немецкого фотографа, который активно выступает на социалистических собраниях в Чили. Из-за своих фотографий он ужасно глупо попадает к военным. За что он борется? Почему он прибыл в Чили? За что болит его душа? Непонятно. Он просто абстрактный молодой и пылкий революционер, ходячее клише. Хотя в какой-то момент, когда герой начинает играть дурачка, которому злые врачи отбили голову, кажется, что актер впервые на своем месте. Его жена, Эмма Уотсон — стюардесса, которая вынуждена спасать мужа из колонии. За ней отдельно любопытно наблюдать, в обаянии актрисе не откажешь. Но любовь между героями какая-то неживая. В начале фильма пара только фотографирует друг друга и дежурно целуется; не чувствуется никакой искры, или привязанности, или страсти.

диг5

Когда герои попадают в колонию, становится более-менее любопытно. Будь то милая комедия «Уже не дети» или безумный триллер «Красный штат» — секты на экране всегда цепляют. Во-первых, члены сект – сумасшедшие, а на сумасшедших в кино смотреть интереснее, чем на обычных людей. Именно поэтому глава секты Шефер — самый интересный персонаж в «Колонии Дигнидад». Он перетягивает на себя одеяло внимания, хотя сильной конкуренции у него нет, все остальные второстепенные персонажи, будь то потерянные девочки-колонистки или его туповатые приспешники — достаточно картонны. Во-вторых, фильмы о сектах пробуждают старые детские страхи. Главный герой верно замечает, что «Шефер разлучает семьи, чтобы создать свою семью, и таким образом обрести власть». Действительно, секта — это искаженная семья, ее глава — это родитель. Оказаться в секте — все равно что попасть в семью психопатов. Вас, как детей, любят, но какой-то уродливой, извращенной любовью. Поэтому такие картины подсознательно вызывают неловкость, выбивают из зоны комфорта, пугая нашего внутреннего ребенка.

диг6

Но самое интересное в сектах – это их картина мира, их безумный взгляд на вещи. В «Колонии Дигнидад» этого нет. Шефер мучает послушников, издевается над женщинами и детьми, но в чем его философия? На чем кроме страха держится его власть? Ведь кто-то же верит в его идеи, так в чем же они? Увы, тут нет психологизма, как, например, в «Мгле», где аналог секты рождается буквально у нас на глазах. Здесь нет остроты и актуальности, как в фильме «Нет» о мирном свержении диктатуры Пиночета. Нет тут и философского взгляда на историю Чили, как в шедевре Алехандро Ходоровского «Танец реальности». А что же тут есть? Да, верно — Эмма Уотсон! Вот на нее и надо смотреть, она старается, примеряет новый образ, умница какая!

50


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!