Ледокол — Не выживший

В год российского кино можно всё! Захотели русскую оду Тарантино и Гаю Ричи – получите «Суперплохих» (и впрямь суперплохой)! Хочется русского «Лока» — распишитесь за «Коллектора» (а он хороший). Устали от блокбастеров Майкла Бэя — ловите «Экипаж» (а это и вовсе отлично)! И в один ряд с последним пытается встать новое творение весьма уважаемого российскими и зарубежными кинокритиками режиссёра «авторского кино» Николая Хомерики, который вдруг решил сделать «развлечение с человеческим лицом». В итоге мы получили «Ледокол» — фильм, безусловно заслуживающий внимания, однако авторам и самим стоит присмотреться к тому, что вышло в итоге, ведь допущенные ошибки помешали стать ему чем-то действительно выдающимся. Давайте разбираться, что же случилось.

maxresdefault-1

Бравая команда советских полярников на мощном ледоколе «Михаил Громов» идёт через льды Южного Полюса на пути в Австралию. Внезапно возникший буквально из-под воды огромный айсберг повреждает корабль и приводит к гибели одного из членов экипажа. Командира, капитана Петрова, снимают и ставят на его место опытного моряка Севченко, человека холодного, как арктические воды. Путешествие продолжается, но в один момент льды смыкаются вокруг корабля и экипаж судна оказывается в непростой ситуации: голод, холод и неопределённость добивает равнодушие начальства, а на нервы давит приближающийся к ним злополучный айсберг, потрепавший ледокол до этого. Всё происходящее основано на реальных событиях, случившихся с советским ледоколом «Михаил Сомов», продрейфовавшим во льдах 133 дня.

ledokol_f02_14_b

Чуете, какой шикарный материал для напряжённого арктического триллера об озверевшей от невыносимых условий команде корабля, застрявшего во льдах? Кому-то вспомнится одна из лучших российских компьютерных игр «Анабиоз», кому-то «Выживший», а кому-то и тот самый «Экипаж», на который продюсеры явно делали ставку как на эдакий идейный ориентир. По сути мы имеем медленный, неторопливый «российский блокбастер», в некоторые моменты разгоняющийся до скорости традиционных голливудских фильмов-катастроф вроде «Титаника» или «Армагеддона». Но несколько проблем мешают «Ледоколу» стать действительно большим и важным событием в российском кино.

ledokol_f02_17_b

Во-первых, скудно прописанная драматургия. События подаются в фильме с раздражающей неторопливостью, он ленив, как идущий вразвалочку медведь, и дело тут не в саспенсе – просто-напросто сбит темпо-ритм. Некоторые моменты и сцены прописаны очень хорошо, от них перехватывает дыхание: особенно это касается экшен-сцен, вроде того самого столкновения с айсбергом и финальной «схватки» с ним же. Но между ними сценаристы помещают довольно вяло протекающие 133 дня дрейфа, во время которых члены корабля понемногу начинают звереть, скалиться друг на друга и заглядывать в рот соседу, не съел ли тот на одну горошину больше положенного. Проблема в том, что подано это до зевоты скучно. Между эффектными эпизодами проходят долгие сцены болтологии и «развития» взаимоотношений между членами экипажа, смотреть на которые просто неинтересно.

ledokol_f02_21_b

Персонажи не заинтересовывают: несмотря на то что у нас есть целый кладезь разнообразных характеров и прекрасных актёров (Пётр Федоров, Сергей Пускепалис, Александр Паль, Виталий Хаев и многие другие), сюжет не пытается сосредоточиться на судьбах ни одного из них, в результате чего неясно, за кем именно нужно следить. Кто бы что ни говорил, в любом жанровом фильме просто обязан быть протагонист, и здесь им мог бы выступать персонаж Фёдорова, капитан Петров, но повествование скачет с одного героя на другого, не раскрывая подробностей ни об одном. Портреты прописаны лёгкими штрихами, словно авторы боялись дать им больше индивидуальности и сделать одного из них тем, с кем зрителю худо-бедно удастся ассоциироваться.

img_3335_novyy-razmer

Фильм, несмотря на отличный материал, хорошую техническую составляющую местами на уровне «Экипажа» и хороших западных коллег и отличных актёров, оказывается довольно нудным зрелищем. Быть может, виной тому является неподходящий для Николая Хомерики, автора ряда лент, граничащих с арт-хаусом, жанр драматического фильма-катастрофы. Но, так или иначе, «Ледокол» получился очень неровным, хотя при желании от него можно получить должное удовольствие. В целом всё же радует, что наши киноделы наконец-то пробуют себя в жанровом зрительском кино, а не только бесконечной череде «новых российских драм». И ругать фильм надо бы, но не особо хочется — видно, что авторы искренне старались подарить зрителю захватывающую историю. И от этого вдвойне обидно.

60


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!