В погоне за Майлзом — Мимо нот

Проблема таких фильмов, как «В погоне за Майлзом», заключается в том, что автор, сочиняя сценарий, мечтательно закатывает глаза в надежде суметь запихнуть всё, что ему хочется – разумеется, из самых благих побуждений. Ну вот только представьте себе: Дон Чидл, напарник Тони Старка, звезда серии фильмов про Оушена и его друзей, просто один из самых популярных голливудских темнокожих актёров, собирается снимать кино про легендарного трубача Майлза Дэвиса, в котором для себя уготовил также и главную роль. Никто не сомневается в его таланте, актёрских навыках, интеллектуальной подкованности и хорошем вкусе – и фильм в итоге мог бы выйти неплохим байопиком про прекрасного музыканта. Но…

miles-ahead-8-15-14-refraze-studios-dadyton-0467-edit

Фильм охватывает довольно крупный эпизод из жизни Дэвиса, основанный, насколько можно судить, на дневниках его жены, «чёрного ангела» Фрэнсис, о которой напоминают корявые флэшбеки. После ряда своих самых успешных записей, легендарный музыкант уходит из музыки на целых пять лет (срок для артиста катастрофический), борясь с пристрастием к алкоголю, кокаину и прокрастинации в поиске «живой музыки». А после внезапного появления в доме Дэвиса журналиста Дэйва из Rolling Stone пластинка с последними записями трубача попадает в руки корыстных белокожих продюсеров расистского толка, которые мечтают «выжать» из странных атональных звуков на ней великие хиты, «расшифровать» и исполнить которые может только молодой и талантливый парнишка Джуниор. Разумеется,  Майлз и Дэйв бросаются на амбразуру, дабы защитить наследие великого джазмена.

ewan-mcgregor-miles-ahead

В принципе, насколько сумбурно звучит аннотация, настолько же сумбурно снят сам фильм. Чидл явно с огромным уважением относится к творчеству легенды джаза, это видно по желанию затащить в этот фильм как можно больше «всего»: тут вам и эпизод с арестом Майлза полицейскими-расистами, и репетиции бэнда, и кокаиновая зависимость музыканта, и даже попытки Майлза научить слегка нескладного Дэйва боксу. Но с точки зрения сценария фильм получается очень скучной разговорной лабудой в духе наименее интересных фильмов Вуди Аллена: персонажи долго треплются, в кадре ничего не происходит, Чидл картинно курит сигареты за фортепиано и дует в мундштук трубы. Около половины фильма сюжет просто не хочет развиваться, словно бултыхаясь в отчаянных попытках поймать хоть какое-то течение ради дальнейшего движения. Так что если первую половину фильма удастся высидеть до момента похищения той самой пластинки Дэвиса – радуйтесь, у вас воистину слоновье терпение.

miles-ahead

Но и во второй половине смотреть особо не на что: начинаются юридическая драма вперемешку с криминалом, равномерно разбавленные эпизодами музыкальной меланхолии, вдыхания белого порошка и флэшбеками, в которых рассказывается о том, что так и этак, Майлз жену свою любил, но гулял, пил и бил (жену). Самое странное – как эти вспышки памяти подаются зрителю: сперва мы видим, допустим, воспоминание о концерте, на котором музыкант наблюдает за танцующей женой, она падает – и сюжет возвращается в «реальность», но почему-то в кадре появляется журналист, пробудившийся от наркотрипа, а не Дэвис. Как-то это… Нелогично, что ли.

37692b9bf67fd0ec12ddcacfa407a289fa6e3560

Ну и что важнее – все вот эти рассказы о том, что легендарный музыкант на самом деле был «крайне противоречивой личностью», с пристрастием к наркотикам, грязным языком, вечными перепадами настроения и прочими откровенно отталкивающими вещами, не складываются в портрет сложного характера. Майлз Дэвис в интерпретации Дона Чидла – весьма неприятный товарищ, который один тут роза среди навоза продажных (белых, заметьте, подчеркнуто белых!) продюсеров, матерящий всех вокруг, наставляющий оружие на людей и отбирающий у них последние пятьсот баксов, дабы потом обменять их на четвертак кокаина. В этом видится даже какой-то определенный «чёрный расизм», присущий фильмам жанра «блэксплотейшен» родом из бородатых 70-х, когда главный герой фильма «Босс ниггер» «гасит» белых пачками как нацист евреев, и это выглядит вполне естественно. Но сейчас-то уже 2010-е, «фильмы про черных» ещё тогда обвиняли в том, что они укореняли стереотипы белых о темнокожем населении Америки, а в контексте событий с насилием полицейских в отношении негритянского населения в Оклахоме и Далласе, это и вовсе выглядит как-то отталкивающе.

mv5bnje1mtuwmzeym15bml5banbnxkftztgwnjawnde0ode-_v1_sx1500_cr0-0-1500-999_

Короче говоря, если в этом фильме и есть что-то действительно хорошее, так это музыка. Конечно же, фанаты джаза посмотрят этот фильм хотя бы ради шикарного саундтрека, в который входят самые яркие композиции Майлза Дэвиса. Хотя стоит отметить, что фильмы Спайка Ли (особенно «Блюз о лучшей жизни») куда более искусно выполнены, более тонко раскрывают проблемы темнокожих и вообще смотрятся интеллигентнее, не говоря уже о том, что просто сняты гораздо более цельно.

К сожалению, не совсем понятно, что ловить в режиссёрском дебюте Дона Чидла кому бы то ни было: прожженные адепты джаза знают фильмы и поинтереснее, любители байопиков тоже останутся в недоумении. А если вдруг на фильм захотят пойти любители «Мстителей» и Джеймса Роудса, то удивятся довольно отталкивающему образу музыканта в воплощении любимого актёра. В итоге получается, что если музыка Майлза Дэвиса выдавала свою атональность за фишку, то Дон Чидл играет как-то мимо кассы. Как сказал его же персонаж: «И перестань уже играть ре вместо ми бемоля!».

50


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!