Экстрасенсы — Этого не должно было произойти

Обойдя стороной даже американский прокат, на российские экраны вышел мистический триллер «Экстрасенсы». Многострадальный проект начинался как сиквел финчеровского Se7en, затем несколько раз перекраивался и стал самостоятельной картиной с неизвестным бразильцем Афонсо Пойартом у руля. Почти пятнадцатилетняя история разработки закончилась на грустной ноте: несмотря на какой-никакой, но звездный актерский состав, снятый еще в 2013 году фильм никто не захотел прокатывать, и он все это время провалялся даже не на полке, а где-то за самым дальним шкафом. Стоило ли его оттуда вообще доставать – большой вопрос.

Уже с самой завязки фильм напоминает пилот какого-нибудь заурядного полицейского сериала. В городе бесчинствует серийный убийца, спецслужбы бессильны и сбиты с толку, поэтому на помощь зовут престарелого экстрасенса Джона Клэнси (Энтони Хопкинс), который уже раньше сотрудничал с ФБР, но после смерти дочери предпочел уйти на пенсию. Помявшись для виду, Клэнси соглашается помочь в расследовании дела.

Непонятно почему, но «Экстрасенсы» упрямо отторгает все законы жанра и даже не собирается плести паутину интриги вокруг зрителя. Даже если вы раньше ничего не слышали о картине, пришли в кинотеатр просто погреться, купили билет на первый случайно попавшийся сеанс, чудом проскользнули мимо висящих на стене постеров, всё равно всё растрепят сами сценаристы еще в первой половине фильма. О связи жертв и мотивах убийцы расскажут минуте на тридцатой; о том, что маньяк — это Колин Фаррелл, также обладающий даром провидца, узнаете (опять же, если не видели постеров) и того раньше — из мелькающих сцен будущего и прочих видений героя Хопкинса. После этого останется только мучительно ждать полчаса до появления вживую главного антагониста (фильм задумывался как сиквел «Семь», не забывайте). Лучше, однако, не становится, за исключением одновременно напряженного и забавного диалога двух ясновидящих в баре, где для полноты картины не хватает только усов под носом Фаррелла.

Иногда кажется, что вся история создавалась ради фона для клиповых вставок, демонстрирующих возникающие в голове экстрасенсов образы. Афонсо Пойарт далеко не Зак Снайдер, и даже не Брайан Фуллер, но все же визуальное оформление этих сцен выглядит весьма достойно. Тут вам и труп красавицы, заботливо уложенный в ванну с цветами, и разлетающиеся капли крови в слоу-мо, и разные мистические образы: не очень свежо, но в самом деле стильно. Плохо только то, что у Пойарта руки не дошли до событий, происходящих уже не в головах, а в реальности. Там нас ожидает, например, классический bullet-time и «эффектный» кульбит непонятно обо что споткнувшегося автомобиля — привет, девяностые.

Части сюжета с использованием пресловутых экстрасенсорных способностей и вовсе как будто отдали на откуп сценаристам «Битвы экстрасенсов». Иначе просто не получается объяснить этот набор клише: Джон Клэнси как типичный ясновидящий с ТНТ вам и дело раскроет, и болезнь почувствует, и автомобильным навигатором послужит. Стоит ему только немного прикрыть глаза и сделать несколько пассов руками.

В принципе, весь фильм в целом такой же напрочь лишенный фантазии сборник замшелых штампов. Бразильский режиссер явно хотел пойти по пути наименьшего сопротивления, просто хватая все подряд из финчеровского прародителя и фильмов о Ганнибале Лектере, параллельно одним глазом глядя детективные сериалы на CBS. В итоге, то ли не того нахватал, то ли не смог правильно все подать. А дополнительно прикрученные главному злодею благородные мотивы и рассуждения о возможности добровольного ухода из жизни для смертельно больных людей выглядят не очень современно и даже глуповато. Впрочем, убивай герой Фаррелла хоть чернокожих или транссексуалов — даже актуальная проблематика этот фильм бы не спасла


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!