Виселица — Казнь смыслов

«Виселица» — первый проект американского дуэта режиссёров Трэвиса Клаффа и Криса Лофинга, добравшийся до широкого проката. И сказать, что мировое кино в результате этого приобрело что-то, помимо двух новых имён в титрах, очень сложно.

gallows carpet0701_4

Фильм рассказывает затянувшуюся историю постановки школьного спектакля: однажды она закончилась трагедией, но через двадцать лет кто-то от большого ума решает её повторить. За подготовкой к премьере при помощи любительской камеры наблюдает местный альфа-самец и спортсмен, комментирующий происходящее в духе: «Ненавижу ботанов. Смотри, вон ещё один урод в очках идёт! На тебе, урод, футбольным мячом по голове!» Кроме этой неправдоподобно тупой агрессии, никакого содержания в главном персонаже нет вообще. Слушать произносимые им в обильном количестве фразы по-настоящему мучительно.

Футболисту-гопнику аккомпанируют ещё трое: его подружка (настолько же тупая и бессмысленная), ещё один футболист, но с проблесками интеллектуальной жизни (впрочем, почти незаметными) и школьная отличница и активистка, в которую второй футболист влюблён. Все вместе они и попадают в переплёт, когда выясняется, что прошлое лучше не ворошить, а головой иногда всё-таки стоит думать.

THE GALLOWS

Помимо отсутствия у персонажей даже подобия характеров, абсолютной немотивированности их поступков и плоского как нетронутый лист бумаги сюжета, фильм ещё и не очень страшный. Даже в моменты, когда что-то грохает или выскакивает из-за угла (а это единственная техника устрашения, доступная режиссёрам), всё предсказуемо до тоски и боли. Напугать этим можно только зрителя совсем непуганого.

Стилистика любительской съёмки, сама по себе не очень интересная ещё со времён «Репортажа» и «Монстро», здесь выглядит в высшей степени беспомощно, придавая фальши и без того не слишком натуральному действию. С другой стороны, она могла быть выбрана не в ходе творческого поиска, а как вынужденная мера. Дело в том, что фильм был задуман как частный проект и снимался на дружеские пожертвования. В строке бюджета на IMDb указаны всего сто тысяч долларов, а это для картины с такой прокатной судьбой очень мало.

Конечно, иногда и со столь незначительными средствами удаётся добиться внушительных результатов. Прошлогодний австралийский зомби-экшен «Лесной змей», снятый за 160 тысяч и четыре года работы по выходным, местами может поспорить по зрелищности с последним «Безумным Максом», на который потратили 150 миллионов. Но это пример скорее нехарактерный, так что скудность кошелька создателей «Виселицы» сгодится за оправдание.

video-the-gallows-trailer-1-videoSixteenByNine1050

Впрочем, Warner Bros., выбравшая «Виселицу» для широкого мирового проката, уже не пожалела. За две недели показов только в Америке фильм заработал 18 миллионов, перекрыв свой бюджет в 180 раз. И если не для всей публики, то для фанатов хоррора это повод отнестись к картине со снисхождением. В последние годы жанр переживает настоящий расцвет, принося прибыль и побуждая студии вкладываться всё в новые и новые проекты. И «Виселица» поучаствовала хотя бы в этом.

Что касается художественной ценности, то есть в фильме Клаффа и Лофинга и не совсем провальный отрезок. Он занимает финальные минут семь, в течение которых мы видим нечто, напоминающее фильмы ужасов, какими их и задумали на небесах. Там по-прежнему нет ничего оригинального или пробирающего до дрожи, но появляется хоть какая-то мысль и какое-то дополнительное измерение страха. Сюжет получает сносное логическое завершение, итоговое разочарование не оказывается всепоглощающим. Может быть, это некий задел на будущее, поэтому не будем ставить на творчестве начинающих режиссёров крест. Несмотря на то, что за время просмотра это хочется сделать не раз.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!