Стажёр — Эмоциональная практика

После выхода своего лучшего фильма «Простые сложности» Нэнси Мейерс не выпускала ничего шесть лет, вдвое дольше, чем обычно. Однако ни на содержании, ни на качестве её новой картины «Стажёр» это не отразилось никак.

Семидесятилетний вдовец (Де Ниро) устраивается работать в интернет-магазин одежды по специальной программе для пенсионеров. Там его приставляют к самому главному боссу (Хэтэуэй), которая не замечает тень из прошлого в упор. Но проходит время, и старомодный дедушка становится для всех незаменимым помощником, верным другом и мудрым наставником, демонстрируя молодёжи, что настоящие ценности в жизни универсальны и не зависят от культурного облика эпохи.

45142d597c

«Стажёр», как и все авторские работы Мейерс, принадлежит к числу фильмов, жанр которых довольно сложно определить. В пресс-релизах указано, что это комедия, и юмор здесь действительно есть – лёгкий, приятный, приемлемый и понятный для всех. Но ненавязчивая игривость постепенно – и как-то незаметно – вытесняется серьёзными и взрослыми темами, в отдельные моменты достигающими настоящей драматической глубины (но никогда – драматической тяжеловесности). Режиссёру удаётся сохранять баланс между женским воздушным прикосновением и железной хваткой подлинного искусства. И, пожалуй, никто в Голливуде не делает это так удачно и с таким постоянством.

По этой причине Мейерс можно назвать главной голливудской женщиной-режиссером (где «женщина» — определяющее слово). Конечно, за лаврами Кэтрин Бигелоу ей не угнаться, но, если бывшая миссис Кэмерон играет по правилам мужчин, то Мейерс говорит о вещах, о которых у женщин традиционно получается говорить лучше: душевная теплота, привязанность, забота и любовь. И здесь она может сказать больше, чем оскароносная Бигелоу в своих военных драмах.

Звёздные исполнители главный ролей в «Стажёре» смотрятся по-разному (схожи они только в том, что ни для кого из них эти роли не станут вехой в карьере, что, впрочем, характеризует не фильм, а масштаб исполнителей). Увы, но здесь дело всё-таки в возрасте. Если Хэтэуэй привычно сияет молодостью, неголливудской красотой и искренностью, то Де Ниро приходится бороться с той метаморфозой, которая с ним произошла по вине времени. Кто-то из больших актёров (Аль Пачино, скажем, или Джек Николсон) от приобретения седин и морщин ничего не потерял, а то и приобрёл. Де Ниро же с годами превратился в совсем уж благообразного старичка, и от его сумасшедшей харизмы, давно ставшей объектом для подражания, ничего не осталось. Поэтому их романтическая линия с Рене Руссо, героиня которой влюбляется в него чуть ли не с первого взгляда, выглядит довольно нелепо: при разнице в возрасте всего в 11 лет совершенно не понятно, откуда там берётся какая-то любовь.

И всё же великий актёр остаётся великим, и в эпизоде, когда Де Ниро плачет перед телевизором, за ним смотришь с придыханием. Как, впрочем, и за Хэтэуэй в предшествующем монологе. Тандем кумиров прошлого и настоящего всё-таки удался.

maxresdefault

«Стажёр» — очередной урок зрелости чувств, преподанный главным специалистом в этом жанре, а не просто трогательное и весёлое развлечение. Но тем, кто не хочет вникать в первое, он вполне сгодится и как второе. Милосердная госпожа Мейерс, как хорошая хозяюшка, позаботилась и подумала обо всех. В её уютной киногостиной если и бывают конфликты, то только на экране.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!