The Talos Principle — Паззлы и разговоры

Вы просыпаетесь на камне где-то в Древней Греции. Голос свыше приветствует вас и представляется вашим создателем, богом или, как он себя называет, Элохимом (ивр. אֱלֹהִים ,אלוהים‎, Элох’и́м – бог или боги). Вокруг вас, по его словам, рай, Эдем, Райский Сад, в котором вы вольны существовать. Вы поднимаете руку, заслоняясь от солнца и понимаете, что вы, в общем-то, не совсем человек, а некий робот, андроид или кибернетический, если хотите, организм.

Ваша цель – слушать Голос, который убеждает вас жить в Саду Эдемском, решая загадки, ниспосланные Голосом для вас, в обмен на бессмертие. Голос предупреждает: ни в коем случае не подниматься на Башню, которая сулит лишь смерть.

2014-12-21_00003

Помимо загадок, в Саду есть и компьютерные терминалы, подпрограммы которых страдают от нарушения целостности данных, поэтому глючат, плохо работают и… задают странные вопросы о смысле жизни. Аналогия с библейским Змием работает тем лучше, чем чаще вы будете правдиво отвечать на его вопросы. Откуда, скажем, вы знаете, что весь существующий вокруг вас мир не сон собаки? Ниоткуда. И доказательств у вас нет, поскольку все эти доказательства – продолжения того сна.

Новое творение студии Croteam — это не мясной шутер, как Serious Sam, а философский паззл от первого лица, слегка напоминающий Portal геймплейно и поэму Мильтона про «Потерянный Рай» — литературно. Древнегреческий миф про Талоса (одного из первых человеческих существ, созданного, якобы не из плоти и крови, а из бронзы) — всего лишь умелая ширма, скрывающая истинное лицо игры.
Экзистенциальные вопросы жизни, смерти и интеллекта, вопросы про сознание и мораль и все прочие проходят на фоне достаточно легких поначалу, но сложных в дальнейшем загадок на смекалку, которые, по сути, состоят лишь из пары-тройки простых механик.

2014-12-28_00008

Кубики можно ставить на кнопки или складывать друг на друга. Коннекторы передают луч лазера через свои призмы и активируют кнопки определенного цвета. Вентиляторы дуют и передвигают предметы в разных направлениях. Деактиваторы «выключают» стены из силовых полей или вырубают «врагов» — автоматические турели и самонаводящиеся бомбы.

В конце каждого из паззлов вы найдете сигил Элохима – фигурку из Тетриса. С помощью этих фигурок, вы открываете замки на дверях Сада, попутно выясняя, что паззлы игры раскиданы по четырём большим помещениям, объединенных общей темой – условно, блокам A (Древняя Греция), B (Египет), C (Средневековье) и той самой Башне, забираться на которую вроде как нельзя, но очень-очень хочется.

2015-01-05_00001

По сути, перед нами один из лучших игровых паззлов современности. Со времен Portal в жанре не выходило ничего стоящего, а здесь сплелись сразу две вещи – ваше любопытство и ваше упорство.
Любопытно, что же будет дальше, какую философскую подколку использует против нас Голос или Змий? Любопытно, как же так получилось с миром и что вообще произошло? Кто такой Элохим и кто такие мы? Роботы? Инопланетяне? Котики? Какой-то непонятный эксперимент над человечеством? Очередная «матрица»? Всё любопытно.

Упорство — поскольку над решением некоторых загадок тут надо серьезно и тяжело думать, не прекращая бесплодных попыток решить их. Решение есть у всех, и даже не одно – их много, просто на многие из проблем надо смотреть под другим углом.

2015-01-05_00020

Складывая паззл за паззлом и собирая сигилы, вы будете думать только о двух вещах – что же сделать в конце? Подняться на Башню или войти в светящиеся ворота, навстречу бессмертию? Ответ не так прост, как кажется.

Да и по сути – не до конца понятно, как же так получилось, что в малобюджетной игре от хорватской студии, которая всю жизнь штамповала мясные шутеры, где думать не надо вообще, в игре, где надо роботом решать задачки на «найди точку, куда поставить кубик», самое интересное – это не эти задачи, а вопросы, которые игра задает перед игроком.

2014-12-20_00008

Вопросы предельно утрированные и похожи на детское «почему небо синее», но эти вопросы не принято почему-то задавать самим себе, и игра этим отчаянно пользуется, создавая странную атмосферу – вроде бы вы делаете что-то (решаете головоломки), но при этом не понимаете, зачем.

Вопросы такие, которые многим не помешало бы задать себе с самого начала – можно ли назвать человека плохим? Что делает его «хорошим»? Есть ли ценность у чего-либо, или мы это придумываем сами? Наконец, что это такое – «быть человеком»?

Вопросы-вопросики.

10 из 10


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!