В российский прокат выходит фильм «Кто я», совершенно нетипичный представитель немецкого кинематографа. Стильный триллер про хакеров от молодого режиссера Барана бо Одара многое заимствует у популярных голливудских картин, но при этом не скатывается в унылую пародию.
«Кто я?» — вопрос, который постоянно задает самому себе главный герой картины, молодой человек по имени Бенджамин. Он с детства мечтает быть супергероем, но обладает только лишь способностью быть незаметным для общества. Парень развозит пиццу, одетый в дурацкий костюм, терпит неудачи на личном фронте, почти не общается ни с кем, кроме своей больной Альцгеймером бабушки. Но в виртуальной жизни он все же супергерой, талантливый хакер по имени WHOAMI. Однажды Бенджамин знакомится с Максом, харизматичным лидером хакерской шайки, вместе с которым они начинают заниматься относительно безобидным киберхулиганством ради фана и просмотров на YouTube. Но хакерское сообщество не воспринимает ребят всерьез, и они решаются начать играть по-крупному – организовать взлом федеральных серверов. Именно здесь и начинается игра в кошки-мышки с Европолом, русскими кибертеррористами (ага), таинственным MR.X и, собственно, со зрителями.
Обладая достаточно заурядным сюжетом, картина все же не даёт заскучать благодаря хорошему балансу между жанрами социальной драмы и кибертриллера. Это вроде как очередной фильм про хакеров, но, как ни странно, хакерской тематике в том виде, в котором мы привыкли ее видеть в других картинах, отведено очень мало времени. Создатели намеренно отошли от всех опостылевших штампов. Герои здесь не сидят все время в квартире среди пучков проводов и кучи мониторов, вглядываясь в строчки кода и беспорядочно щелкая по клавиатуре, взламывая таким образом федеральные системы. Наоборот, они вовсю пропагандируют принципы социальной инженерии, следуют заповедям хакерского идола MR.X, одна из которых призывает не торчать все время в сети, и регулярно совершают опасные вылазки со взломом обычных замков. Такая нестандартная подача и невероятно удачное сочетание психологии и экшена, безусловно, выделяет «Кто я» среди множества других фильмов подобной тематики.
Уникальной же фишкой, изюминкой ленты можно назвать невероятно крутую визуализацию хакерских чатов. Когда вместо обычных логов на экране показывают футуристический вагон метро, а людей в нем в виде безликих фигур в разных масках, это смотрится по-настоящему свежо и вызывает восхищение.
Если говорить о похожести на другие фильмы, то безусловно первым на ум приходит «Бойцовский клуб». «Кто я» пестрит многочисленными отсылками к картине Дэвида Финчера, начиная от сообщества MR.X, которое по сути и является бойцовским клубом среди хакеров, заканчивая висящим плакатом с Тайлером Дерденом в доме Бенджамина. Очевидно, режиссер Баран бо Одар вовсе не скрывает, что его фильм построен на идеях популярного романа и его экранизации. Также как не скрывает и того факта, что является огромным фанатом самого Финчера. Предыдущий его фильм, детективную драму «Тишина» многие сравнивают с «Зодиаком» (есть, кстати, версия, что именно эта работа послужила одним из источников вдохновения для Ника Пиццолато при создании первого сезона «Настоящего детектива», но это уже другая история, больше похожая на вымысел).
Еще один фильм, который неизбежно вспомнится при просмотре «Кто я» — это, конечно же, «Иллюзия обмана». В течение всей истории проводятся параллели между хакерами и фокусниками, а ближе ко второй половине повествования уже начинают появляться ощущения, что весь фильм — это тоже какой-то фокус. Слоганом картины является фраза «каждый видит то, что хочет видеть», и именно этим пользуется Баран бо Одар, намеренно делая фильм одной большой отсылкой к «Бойцовскому клубу», чтобы заставить зрителя смотреть не туда, и в финале мастерски обвести вокруг пальца.
Хорошая работа, герр Одар. Продолжайте в том же духе, из вас однозначно получится новый Финчер.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!