1917 — Гуд бай, Нолан!

Забавно, как кинематограф всё ещё может удивлять не просто какими-то единичными сценами, которые разойдутся на долгоиграющие отсылки или скоропостижные мемы, а удивлять по-крупному. Вроде идёшь на батальное полотно про разгар самой страшной войны для Европы, ждёшь первых танков, битв за траншеи, химатак и просто разнообразия мест, а получаешь триллер. Искусный, даже слишком, с акцентами прочь от войны и то, какой все её привыкли видеть.

Не суть важно, когда это происходит. Здесь не урок в школе, после которого захочется углубиться в страницы истории, которые и так посредственно по вполне объяснимым причинам знают в наших краях. Эта история случилась где-то в 1917-м, когда первые сражения отгремели, армии перебрались в укрытия и началось полководческое мастерство. Героям надо попасть из пункта «А» в пункт «Б» как можно скорее, иначе случится страшное. На этом моменте должен включиться громко тикающий таймер от Ханса Циммера, который создавал дискомфорт в «Дюнкерке», но «1917» делает неуютно совсем иначе.

Приготовьтесь к тому, что засвеченная везде сцена с эффектным пробегом одного из героев по полю бою случится под самый конец и будет по сути единственным масштабным действом за почти два часа. Зато всё остальное время Первая мировая будет пугать своей тишиной, своей неопределённостью и просто тем, как светит (или нет) свет. Сэм Мендес объединяет воедино всю кинематографическую энергию визуального и аудио каналов, все доступные при просмотре чувства зрителя, чтобы его или её захлестнуло этой волной искусства, а потом ещё и подорвало, будто заложенным снарядом, от обуреваемых эмоций внутри.

Полное погружение в первую очередь величайшая заслуга оператора Роджера Дикинса, которая должна и будет отмечена ценителями. Его 40-летний опыт вместе с расширенными границами формата IMAX делают из фильма обязательную веху для тех, кто приходит в кино или садится перед экраном телевизора только для максимального эффекта и никак иначе.

С этого момента можно переставать читать сей текст и переходить к самому концу, потому что дальше будет лишь попытка оправдать фильм для тех, кому он может не понравиться. Например, тем, кто хочет видеть от фильма с рейтингом «18+» больше ужасов войны и показушного реализма. Это не боевик, которому посчастливилось получить заветную букву R перед прокатом, чтобы показать каждую оторванную конечность во всей мясной красе. Здесь другое. Здесь много трупов и покорёженных тел на фоне каких-то фантастических по степени проработки декораций. Показывать будут именно окружение, отмечать работу костюмеров, а не тыкать в каждый уголок и кричать «Смотри, так воевали сто лет назад. Ужасно, правда?». Всё нужно подмечать и немного откручивать назад или вперёд самостоятельно в голове.

Не подойдёт «1917» и тем, кто обожает копаться в грязном и неблагодарном материале, а именно в мотивациях и логике действий героев. Поскольку перед нами триллер, значит события должны и будут происходить неожиданные и редко когда приятные к восприятию. Если бы это был просто подростковый скример с претензией на нечто большее, то грех было бы не пожурить глупых студентов за необдуманность их действий, но перед нами военная драма. Так уж получается, что два солдата творят слишком много чепухи, которая не поддаётся трезвой и прямолинейной оценке. Главный вопрос — почему один из героев ведёт себя зачастую не по законам военного времени будучи далеко не салагой, т.е. имея месяцы войны за плечами? Ответа однозначного не находится. Во-первых, рассказанная история основана на письмах войны, может так всё и было, а герой просто вёл себя неадекватно из-за чрезвычайных обстоятельств? Во-вторых, весь фильм по сути о том, что даже в страшные минуты для своего рода человек остаётся человеком, пытаясь быть самим собой. В-третьих, может Мендес просто решил чрезмерно героизировать происходящее, т.е. всё-таки срывается и добавляет совсем немного супергероики в блюдо, чтобы всё в итоге сложилось и сошлось? Трудный вопрос, на который уже не получить честного и объективного ответа ни от кого.

Кудесники от мира кино Мендес и Дикинс заслужили все доступные к получению награды сезона, потому что умеют работать с любым материалом, в любом жанре и для практически любого зрителя. Да, это далеко не зарисовка из игры Battlefield 1 с хлещущими в экран грязью и кровью, а как раз наоборот, т.е. далекий от боевика формат повествования, хоть и с рейтингом «18+». Но это событие для фильмов на военную тему, которое наверняка пройдёт почти незамеченным в России, потому что слишком давно была война, которую многие здесь скорее назвали бы их, а не мировой. Да и у нас другая война считается Великой и другие воспоминания солдат в почёте. Но кинематограф-то один и общий. В общем, не пропустите.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!