Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них.
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Вспомните фильмы, которые позволяют по-настоящему испытать страх конца света. “Послезавтра”, “Знамение” или “Армагеддон” — эти картины так или иначе заставляют невольно поежиться, осознавая, что там, по ту сторону экрана, скоро настанет неизбежный п***ец. “Годзилла” вызывает те же эмоции, причем параллельно с этим успевает успешно конкурировать с прошлогодним “Тихоокеанским рубежом” во всем — от экшна и постановки до общей сюжетной концепции.
Во время аварии, разрушившей японскую АЭС, гибнет жена главного инженера Джо Броди [Брайан Крэнстон]. Начальство списывает все на внезапное землетрясение, но Джо единственный, кто понимает — дело не в обычной сейсмической активности. 15 лет спустя ученый все еще пытается завершить расследование катастрофы, но в глазах сына Форда, только вернувшегося из армии [Аарон Тейлор-Джонсон], отец все больше кажется сумасшедшим, который просто не может расстаться с прошлым. В один прекрасный момент догадки Броди-старшего подтверждаются — на месте уничтоженной электростанции пробуждается нечто высотой с многоэтажный дом… Тут-то все и начинается.
Как и в Pacific Rim, история делится на две сюжетные линии. Пока где-то там наверху выясняют отношения смертоносные гиганты, люди отчаянно пытаются что-то сделать — армия посылает в бой пехоту, авиацию и тяжелую бронетехнику, в то время как гражданские прячутся по бункерам и молят о спасении. “Человеческая” часть повествования интереснее оной в “Рубеже” как раз за счет того самого страха конца света. У Гильермо дель Торо, если вы помните, была весьма натянутая история про ученых, ищущих способ победить Кайдзю; главгерой, чья мотивация по большому счету ограничивалась “местью за брата”; и все это спасали харизма Идриса Эльбы и до жути милое личико Ринко Кикути. У Эдвардса сюжет тоже простенький, но смотрится эффектнее.
Первая половина сюжета держится в основном на гениальной (как обычно) актерской игре Крэнстона, вторая же представляет собой, пожалуй, один из самых зрелищных милитари-экшнов последнего времени. В поисках семьи Форд присоединяется к войскам США, и в итоге успевает побывать в таких передрягах, какие и не снились ни “Падению «Черного ястреба»”, ни какой-либо игре из серии Battlefield или Call of Duty. Это “путешествие” настолько приземленно и от того еще более жутко, что для сравнения на ум приходит “Война миров” Спилберга, в плане настроения и атмосферы ленты схожи — повсюду спешная эвакуация, паника, растерянность, города на военном положении. Там — Том Круз с дочуркой, толпы беженцев и инопланетяне, здесь — солдаты, читающие молитву перед, возможно, последней десантной высадкой и 100-метровые древние левиафаны. Напыщенных “Сегодня мы отменяем апокалипсис!” тут, конечно же, нет. Весь пафос улетучивается, когда зритель понимает — если, не дай бог, матушка-природа все же решит уничтожить нашу обнаглевшую цивилизацию, то происходить это будет именно так (скорее всего, без участия огромных чудовищ, но все же), и противостоять мы, увы, никак не сможем. Как раз этот ужас, постепенно нарастающий в душе во время просмотра, и роднит “Годзиллу” с дородными фильмами-катастрофами. Но вторая и по сути главная составляющая киноформулы, благодаря которой он оставляет настолько сильное впечатление — это экшн.
В плане операторской работы и постановки картина близка к идеалу. Казалось бы, последние остатки челюсти уже потеряны после “Гравитации”, но тут все еще находится место удивлению. Гарет Эдвардс, ранее снимавший для BBC документальное кино о природных катаклизмах, здесь смог применить свое мастерство по полной. Это заключается не только в невероятных по масштабу и накалу страстей сценах с разрушениями и стихийными бедствиями, но и в создании особой связи со зрителем — изрядную долю хронометража нам даже не показывают монстров полностью, выдерживая напряженную паузу, ведь неизвестная угроза еще страшнее (привет Дж. Дж. Абрамсу и его Cloverfield).
Примерно через каждые 10-15 минут происходит такое, что инстинктивно пытаешься найти кнопку “Стоп”, чтобы отдышаться, а затем вновь окунуться в стремительное действо. Причем глаза во время просмотра не устают (хотя местами стремятся вылезти из орбит), и до конца оторвать их от экрана весьма тяжело. Чего, кстати, нельзя сказать о Pacific Rim, где каша из металла и инопланетной плоти к финалу откровенно утомила. Порой кажется, что круче уже просто некуда, но нет, остановить этот горящий поезд эпика невозможно (в прямом и переносном смысле, не будем раскрывать подробности одной из мощнейших сцен), а заканчивается все совершенно безбашенной битвой посреди ночного города. Когда Годзилла уничтожает уродов направо и налево, круша при этом небоскребы словно спички, а затем в течение нескольких секунд ревет на весь зал, хочется встать с кресла и заорать в ответ. На словах такое может показаться глупостью, но поверьте, выйдя из кинотеатра, вы вряд ли будете думать иначе. Вообще начать именно думать получается минут через тридцать после сеанса — до этого приходится как-то справляться с бешено колотящимся сердцем, пьянящим головокружением и обмякшими ногами. Майклу Бэю придется очень постараться, чтобы четвертые “Трансформеры” смогли доставить хотя бы десятую долю того удовольствия и адреналина, что дарит детище Эдвардса.
Если закрыть глаза на простенький, но от того не менее эффектный сюжет, вы получите от фильма огромное удовольствие. Есть “Годзилла”, есть “Тихоокеанский рубеж”, и есть все остальные современные блокбастеры о битвах титанов. И возвращение на экраны самого известного Кайдзю ни в коем случае нельзя упускать из виду.
P.S. Конечно, если взглянуть на картину абсолютно хладнокровно и объективно, особенно, если вы не относите себя к фанатам серии, явные недостатки всплывут на поверхность. Несмотря на участие потрясающего Брайана Крэнстона, в целом история получилась достаточно куцей, ярких персонажей ей остро не хватает — Тейлор-Джонсон играет роль типичного бравого солдафона, а Кен Ватанабэ и Элизабет Олсен получают слишком мало экранного времени, чтобы дать своим персонажам раскрыться полностью. Можно сказать, что самого Годзиллы было недостаточно, а настоящий экшн начинается только на втором часу хронометража. Получилось ли «полтора землекопа» или нет — зависит от ваших жанровых предпочтений и от того, готовы ли вы простить фильму сценарные огрехи. Лично мне кажется, что Эдвардс просто планировал оставить пространство для маневра, благо здесь точно есть куда расти, и от сиквела никто бы не отказался. Народ успел отдохнуть от ураганного Winter Soldier, и в нынешнее время «Годзилла» вероятно сможет окупиться, собрав при этом неплохую кассу, так что вариант с припрятанным в рукаве продолжением вполне правдоподобен. В общем, без минусов не обошлось. При всем при том, я еще раз напомню — если вы идете в кино не за сюжетным откровением, а за попкорновым блокбастером, да еще и любите франшизу, «Годзилла» не оставит вас равнодушными.
И немного о режиссере картины. Безусловно, для него это большой шаг вперед после посредственного триллера Monsters, снятого в 2010 году с бюджетом в 500 тысяч долларов. Вероятно, «Годзилла» станет для Эдвардса настоящей отправной точкой, и в будущем из-под его пера выйдет что-то еще более грандиозное, поэтому будем надеяться и верить. Потенциал есть.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!