Вступительные титры к новому Бонду — отдельный подвид киноискусства, где-то между экспериментальными короткометражками и музыкальными клипами. У них отдельный режиссёр, свой канон и специально написанная песня, исполнителя которой как можно дольше держат в секрете. Песню записывают артисты в пике славы и, хотя у них могут быть более популярные композиции, зачастую именно роялти с песни к бондиане приносят существенный доход.
Разнообразить вступительные титры пытались и до экранизаций Флеминга (одно имя — Сол Басс), но именно бондиана подхлестнула их развитие. Благодаря тому, что дизайном заставок Бонда долгое время занимался один и тот же человек, у них образовался собственный канон, на который оглядываются и спустя полвека.
Роковые женщины, часто обнажённые, но обозначенные всего лишь силуэтом. Огнестрельное оружие и опасность — если в титрах появляется пистолет, он обязательно выстрелит. Часто встречающимся мотивом также являются подводные виды: воду снимали в 60-х, вода заполняет экран в 2012 под пронзительный голос Адель.
Мы приглашаем в путешествие по бондовским заставкам и песням.
Доктор Ноу (1962)
Оркестр Джона Барри — James Bond Theme
Байрон Ли и The Dragonaires — Kingston Calypso
Заставка минималистична и на фоне современного буйства спецэффектов может показаться затянутой. Сначала играет так называемая «тема Джеймса Бонда», сочинённая Монти Норманом. Настоящие фанаты узнают её по трём нотам, а особо ярые назовут все фильмы и сцены, в которых она была впоследствии использована, в оригинальном или переработанном виде. Композитор в своё время чуть не отказался от работы над фильмом из-за высокой занятости, но принял предложение после того, как продюсеры обещали оплатить ему и жене дорогу до Ямайки, где проходили съёмки.
Как это случается с любой важной частью крупной франшизы, авторство мелодии пытались оспорить. Композитор Джон Барри, автор саундтрека к «Доктору Ноу» и многим другим фильмам бондианы, утверждал, что главную тему сочинил сам, лишь немного воспользовавшись наработками Нормана. Но когда дело дошло до суда, сторону Барри не поддержали. А Монти Норман до сих пор получает роялти с использования своей мелодии, хотя над другими фильмами серии ему так и не довелось поработать.
В титрах звучат две мелодии. Помимо «темы Бонда» это калипсо-версия песенки «Три слепых мышонка», слова которой изменили под сюжет фильма. Появление трёх убийц хотели предподнести необычно, поэтому Норман отказался от верного варианта с драматичной музыкой, а записал весёлый мотив — ведь это же Ямайка!
Над титрами работал Морис Байндер, он же предложил открывающую сцену с видом из дула пистолета. Короткий фрагмент, согласно легенде, был придуман за минуты до встречи с продюсерами Гарри Зальцманом и Альбертом Брокколи, а в результате стал визитной карточкой бондианы.
Из России с любовью (1963)
Мэтт Монро — From Russia with Love
Для второго фильма песню записали специально, однако в заставке вновь звучит только музыка. Титрами здесь и в «Голдфингере» занимался Роберт Браунджон. Идею проецировать текст на какой-нибудь объект он демонстрировал продюсерам прямо на себе. Они ответили: «Отлично, так и сделаем, но пусть вместо вас будет девушка». Хотя в кадре постоянно находится всего одна танцовщица, на самом деле в съёмках участвовали ещё две: первая застеснялась и рано ушла из студии, у второй снимали крупным планом только лицо.
Голдфингер (1964)
Ширли Бэсси — Goldfinger
Если в «Из России с любовью» Браунджон использует приём с проецированием ограниченно, то в «Голдфингере» опробованные методы получили развитие, и кадры фильма взаимодействуют с женскими формами. Хотя реализация кажется простой, на самом деле на съёмки ушло 2-3 недели, по воспоминаниям модели. Вдохновлённые успехом третьего фильма Зальцман и Брокколи предложили Браунджону возглавить компанию, которая занималась бы титрами бондианы, но тот по неизвестным причинам отказался.
За редким исключением исполнители песен в самой бондиане не снимались. А вот модель Маргарет Нолан, поработавшая «экраном», в фильм попала — она появляется в начале фильма в роли массажистки Динк, но не имеет отношения к «девушке Бонда», сыгранной Ширли Итон. Отчасти путаница возникла из-за того, что фото Маргарет использовали на афише фильма, да и если не приглядываться, девушки всё-таки похожи.
В заставке наконец звучит песня, изначально созданная для фильма. Джон Барри рассказывал, что Зальцману она очень не нравилась, но тот был вынужден смириться, потому что времени записать что-то новое не оставалось. Так в паззл бондианы встал ещё один важный элемент — Ширли Бэсси. Впоследствии она споёт ещё для двух фильмов, но именно на её Goldfinger будут долго равняться.
Шаровая молния (1965)
Том Джонс — Thunderball
Об истории записи этой заглавной песни можно было бы снять отдельный фильм. Сначала предполагалось, что Ширли Бэсси споёт Mr. Kiss Kiss Bang Bang — название появилось от прозвища, которым наделили Бонда японские зрители (по другой версии — итальянский критик). Потом из-за проблем с исполнительницей песню передали Дайон Уорвик. Потом вообще убрали из вступительных титров, потребовав заменить на новую, чтобы её название обязательно совпадало с названием фильма. В финальные титры изначальная песня также не попала, так как Ширли Бэсси засудила продюсеров за попытку использовать версию Дайон.
В конечном итоге новая песня, Thunderball, была записана в сжатые сроки, а исполнил её Том Джонс. После него пели и другие мужчины, но вплоть до Сэма Смита Джонс оставался единственным британцем, спевшим соло. Совсем без происшествий здесь тоже не обошлось — в финале Том взял настолько высокую ноту, что упал в обморок прямо в студии.
Хотя в видео девушки показаны лишь силуэтами, это первый случай, когда в бондиану удалось протащить полную обнажёнку. Чем дальше, тем смелее будут становиться заставки. С этого фильма и до «Лицензии на убийство» включительно над дизайном титров работал Морис Байндер.
Живёшь только дважды (1967)
Нэнси Синатра — You Only Live Twice
Нэнси Синатра — дочь того самого Фрэнка Синатры. Джон Барри, композитор большинства фильмов классической бондианы, утверждает, что финальный вариант склеен из 25 разных дублей — певица слишком волновалась при записи и чуть было не ушла из студии.
Считается, что на эту песню бондианы записано больше всего каверов.
На секретной службе Её Величества (1969)
Оркестр Джона Барри — On Her Majesty’s Secret Service
Единственный фильм с Джорджем Лэзенби в роли Бонда помимо всего прочего отметился вступительными титрами с торжественной оркестровой темой вместо песни. Джон Барри решил, что так будет проще, чем пытаться сочинить пышную песню под названием On Her Majesty’s Secret Service. Поскольку было важно дать зрителям понять, что несмотря на смену актёра, фильм всё ещё о Бонде, на записи саундтрека оркестр выложился на все 100%. Кстати, во второй половине трейлера «007: Спектр» слышна обновлённая версия этой заглавной темы, так что на премьере слушайте внимательно, возможно, она прозвучит и там.
Из фильма, пожалуй, более узнаваема We Have All the Time in the World, играющая в середине. Это последняя песня, записанная Луи Армстронгом.
Бриллианты навсегда (1971)
Ширли Бэсси — Diamonds are Forever
Снова Ширли Бэсси поёт заглавную песню в фильме Гая Хэмилтона (режиссёр «Голдфингера») с Бондом-Коннери. Текст весьма двусмысленный, что опять не понравилось Зальцману, а вот рассказы о том, откуда именно взялся эротический подтекст, расходятся. Одни утверждают, будто Джон Барри просил Ширли представлять себе пенис вместо бриллиантов во время исполнения. Другие говорят, что такое указание получил автор текста — Дон Блэк. Тот всё отрицает и настаивает, что всё-таки писал о бриллиантах.
Обычно в песнях идёт речь о самом Джеймсе Бонде или обыгрывается название фильма, здесь же слова намекают на главную героиню, Тиффани Кейс, контрабандистку бриллиантов.
Живи и дай умереть (1973)
Пол Маккартни и Wings — Live and Let Die
Джон Барри не смог принять участие в записи саундтрека, поэтому продюсеры решились на рискованный шаг и, невзирая на высокий гонорар, пригласили Пола Маккартни. Пол, в свою очередь, позвал композитора Джорджа Мартина, с которым работал в Beatles, и жену Линду с Wings в полном составе, а оркестр оплатил из своего кармана. Получилась, возможно, самая известная песня из классических Бондов. Дополнительную популярность ей принёс кавер в исполнении Guns ‘N’ Roses.
Live and Let Die первой из бондовских песен была номинирована на «Оскар». Фильмы бондианы получали номинации за лучший звук и спецэффекты и иногда их выигрывали, а вот песням пришлось ждать до 2012 года.
Человек с золотым пистолетом (1974)
Лулу — The Man with the Golden Gun
Одна из наименее любимых песен бондианы, в том числе и у Джона Барри. The Man with the Golden Gun уверенно держится в хвосте журналистских топов, да и в чарты не попадала. Не самый удачный фильм (критики что тогда, что сейчас хвалят только Кристофера Ли в роли Скараманги), вновь двусмысленный текст с непристойными намёками и танцевальный ритм, не свойственный предыдущим композициям, но пытающийся подражать лучшим из них — в общем, всё сыграло против Лулу и её песни.
В параллельной вселенной во вступительных титрах этого фильма пел Элис Купер.
Шпион, который меня любил (1977)
Карли Саймон — Nobody Does It Better
Хотя фильм и песня названы по-разному, строчка The spy who loved me в ней всё-таки есть. Попытка не увязывать композицию с фильмом вообще будет предпринята позже. Nobody Does It Better уверенно входит в десятку самых известных песен среди бондовских фанатов, да и в целом реабилитировала заставки после неудачи с The Man with the Golden Gun. Прыжок Бонда с парашютом-британским флагом сам по себе незабываем, а Морис Байндер ещё и удачно перевёл открывающую сцену во вступительные титры.
Карли Симон и Марвин Хэмлиш принесли бондиане первую песенную номинацию на «Золотой Глобус». Впоследствии бондовские песни попадали туда чаще, чем на «Оскар», но победа тоже пришла только в 2012 году.
Лунный гонщик (1979)
Ширли Бэсси — Moonraker
Ширли Бэсси в третий и последний раз спела заглавную песню, заслужив негласное звание «Королевы Бонда». Кроме неё, никто из исполнителей не удостаивался чести записать второй раз песню к Бонду, не говоря уже о трёх. В данном случае Ширли Бэсси была последней надеждой — Джон Барри обратился к ней после отказа всех возможных претендентов. Песню записали в кратчайшие сроки, поэтому певица предпочитала не исполнять её на сцене и вообще не считала «своей».
Визуально заставка развивает приёмы, использованные в оформлении «Шпиона, который меня любил», но не вносит что-то кардинально новое. Впрочем, если верить жалобам Альберта Брокколи, это не помешало потратить на съёмки титров сумму, сравнимую с бюджетом «Доктора Ноу» — 1,1 млн. $. Cам «Лунный гонщик» обошёлся вдвое дороже предыдущего фильма — в 34 млн. $, но и оказался крайне успешным в прокате.
Только для твоих глаз (1981)
Шина Истон — For Your Eyes Only
Титры примечательны тем, что это единственный случай появления исполнителя в кадре: поющую Шину Истон специально отсняли, чтобы включить в видео. В полном соответствии с духом бондовских титров она снялась обнажённой.
Осьминожка (1983)
Рита Кулидж — All Time High
Эта песня оказалась первой, не считая «Доктора Ноу», где название фильма не упоминалось даже в тексте. Чтобы связь не пропала совсем, EON Productions сняли клип, частично позаимствовав видеоряд нового Бонда. Получился своеобразный трейлер из ярких сцен под романтическую балладу. В дальнейшем подобные клипы, полностью оригинальные или с нарезкой из фильма, станут частью промокампаний.
В оформлении вступительных титров Морис Байндер вспомнил об опытах своего предшественника с проецированием изображений, и проделал то же самое с учётом прогресса — в заставке проецируются лазерные стилизованные изображения. В то же время традиционные для Байндера силуэты танцующих девушек никуда не делись.
Вид на убийство (1985)
Duran Duran — A View to a Kill
История появления песни слишком прекрасна, чтобы быть правдой, однако пересказывают её как случившуюся на самом деле, а не как студийную байку. Началось всё с того, что басист Duran Duran и большой фанат фильмов о Бонде Джон Тэйлор в подпитии выловил на вечеринке Альберта Брокколи и спросил: «Когда же ты наконец позовёшь на запись кого-нибудь достойного?». Этот разговор не должен был бы вылиться во что-то серьёзное, однако Duran Duran действительно получили предложение поработать над заглавной композицией. Не обошлось и без корыстного расчёта со стороны компании: популярная рок-группа могла бы привлечь молодёжь к фильму со стареющим Роджером Муром, да и в целом помочь в продвижении.
Выход фильма показал, что Джон Тэйлор вовсе не переоценивал возможности группы. A View to a Kill единственная из бондовских песен покорила первую строчку американского чарта и поспорила с Live and Let Die за звание самой известной в отрыве от Бондов 60-80-х. В полном соответствии с законами эпичности это был последний трек до 2001 года, который группа записала в «классическом» составе, впятером.
Вступительные титры к «Виду на убийство» хорошо демонстрируют творческий подход Мориса Байндера — редкие всполохи цвета оживляют тёмное пространство, чёрный фон преобладает во всех его заставках.
Искры из глаз (1987)
a-ha — The Living Daylights
Работа над The Living Daylights оказалась изнурительной для композитора Джона Барри. Норвежская группа a-ha упорно не принимала его аранжировку и настаивала на использовании более электронной версии. В фильм всё-таки попал вариант Барри, с «бондовским» звучанием, а версия норвежцев вошла в альбом Stay on These Roads.
Лицензия на убийство (1989)
Глэдис Найт — Licence to Kill
Венец эволюции бондовских заставок Мориса Байндера. Можно только гадать, что он бы придумал для следующего фильма, доведись ему над ним работать. В этих титрах использованы все наработки предыдущих лет. Наложенные друг на друга видео, перетекание сцен из одной в другую, руки, силуэты, танцующие девушки, пистолеты и дым — вы могли пропустить все предыдущие заставки, но если посмотрите эту, то всё равно получите хорошее представление о приёмах, использованных в первые 30 лет существования бондианы.
Между выходом 16-м и 17-м фильмов EON Productions ввязались в лицензионный спор с MGM. Суды затянулись, Тимоти Далтон, которому по контракту оставалось сняться в ещё одной ленте, отказался играть Агента 007, то ли самолично охладев к роли, то ли под влиянием критиков, недовольных серьёзностью последних фильмов. Бессменный дизайнер титров Морис Байндер умер в 1991, здоровье продюсера Альберта Брокколи ухудшалось. Управление компанией взяла на себя его дочь Барбара и пасынок Майкл Уилсон. Тем временем в мире менялась эпоха: была разрушена Берлинская стена, Германия объединилась, а Советский Союз распался. Журналисты не находили Бонду места в новом миропорядке и отправляли на покой. Франшизе требовалась встряска, и в EON Productions это тоже понимали.
В последнее десятилетие XX века бондиана вступила с новым режиссёром, новыми сценаристами, новым Бондом Пирсом Броснаном; новой М — Джуди Денч и, конечно, новым дизайнером титров.
Золотой глаз (1995)
Тина Тёрнер — Goldeneye
Немного сюрреалистичная заставка с сильным вокалом Тины Тёрнер, возвращающим в 60-е. Только СССР распался, вот и в ролике разрушают памятники вождей сверхдержавы, связывая 1986 год, в котором начинается фильм, с основным действием, происходящим девять лет спустя.
После смерти Мориса Байндера эстафету принял успешный режиссёр музыкальных видео и рекламных роликов Дэниел Клейнман. Компания оценила его работу над клипом на песню Глэдис Найт из предыдущего фильма.
Клейнман привнес в бондовские титры многослойность, насыщая их символами и намёками на сюжет даже больше, чем Байндер. Максимальная концентрация аллюзий — в «007: Координаты «Скайфолл»». Однако идеально срежиссирована всё-таки заставка «Золотого глаза» — кадры прекрасно смотрятся даже в статике.
На этапе выбора исполнителя произошла поучительная история о чрезмерной предосторожности. Шведская группа Ace of Base записала демо своей версии GoldenEye. Подошла бы эта песня или нет, неизвестно, но звукозаписывающая компания, ведущая дела группы, зарубила заявку на корню. Судьба бондианы была неясна, поэтому лейбл испугался, что провал фильма скажется на молодых звёздах тоже. Тем не менее «Золотой глаз» удачно перезапустил и франшизу, и карьеру Тины Тёрнер, а песня Ace of Base всё-таки не пропала, позже переродившись в The Juvenile.
Завтра не умрёт никогда (1997)
Шерил Кроу — Tomorrow Never Dies
Ещё одна медленная песня с женским вокалом. В сущности, заглавные песни 90-х годов — сплав ритма 60-х и современное переосмысление элементов классических заставок.
Разброс мнений о Tomorrow Never Dies, однако, велик. Одни её обожают, другие ненавидят, но в целом сходятся, что это хоть не самая лучшая, но и далеко не самая худшая песня бондианы. На место Шерил Кроу претендовала Кэтрин Дон Ланг с Surrender, однако кинокомпания сделала выбор в пользу более известной певицы. Песня Ланг звучит в финальных титрах.
Интересно, что официальный клип, снятый всё тем же Дэниэлом Клейнманом, поначалу напоминает вступительные титры к «Золотому глазу».
И целого мира мало (1999)
Garbage — The World is not Enough
На сегодняшний момент это последний раз, когда заглавную тему пела группа, а не один артист или дуэт. Ранние альбомы Garbage звучат в ином ключе, но авторов песни Дэвида Арнольда и Дона Блэка группа не подвела, подарив новому поколению поклонников Агента 007 безупречное исполнение. А вот сама заставка выглядит блёкло в сравнении с официальным клипом. Впрочем, у титров была иная задача — представить главную злодейку фильма, Электру Кинг, от лица которой написан текст.
Песня очень любима фанатами, однако коммерческого успеха не снискала. Поэтому на 40-летие бондианы продюсеры решили пригласить более популярную исполнительницу.
Умри, но не сейчас (2002)
Мадонна — Die Another Day
Если бы не популярность Мадонны, песню могла бы ждать участь The Man with the Golden Gun, тем более что и фильм собрал немало негативных отзывов. Первоначальный ажиотаж, когда стало известно имя исполнителя, у части фанатов сменился разочарованием с утечкой сингла. Клубный ритм трудно проассоциировать с Бондом, но не сказать, что продюсеров это остановило от эксперимента. В год выхода мнения разделились радикально, песня даже получила одновременно номинации на «Золотой глобус» и «Золотую малину», но не победила ни в одной. «Малина», Мадонну не миновала — эпизодическое появление в роли фехтовальщицы Верити в этом же фильме оказалось неудачным. Сейчас во всевозможных топах бондовских песен Die Another Day стабильно оказывается в нижней половине.
В отличие от других заставок здесь действие не уходит в абстрактную плоскость, а продолжает сюжет: в три минуты уместились 14 месяцев пыток Бонда в северокорейской тюрьме.
Казино «Рояль» (2006)
Крис Корнелл — You Know My Name
Здесь режиссёр Мартин Кэмпбелл и Дэниел Клейнман решились на небывалое. Присутствие девушек в титрах минимально: единственный раз в видео подсвечивается лицо Евы Грин. Всё остальное экранное время отдано новому Бонду в исполнении Дэниэла Крейга и его безликим противникам. Концепт объясняют просто — это перезапуск, фильм о первых годах Бонда как Агента 007. Он молод, горяч, а его сердце ещё не разбито.
Вновь титры выступают не просто красивым клипом, но связующим элементом между началом фильма, где Бонд ещё не Агент 007, и основным действием. После буйства компьютерной графики в предыдущих заставках Клейнман ушёл к двумерной анимации и представил самую математическую заставку серии (здесь есть множество Мандельброта!). А какой же ей ещё быть в фильме с казино?
Квант милосердия (2008)
Джек Уайт и Алиша Киз — Another Way to Die
Новый режиссёр Марк Форстер не воспользовался услугами Клейнмана, а обратился к студии экспериментальных фильмов и роликов МК12, с которой его связывало долгое успешное сотрудничество. В исполнители позвали дуэт, впервые в истории бондианы. Получился красивый вступительный клип, однако переосмысление бондовского канона оказалось слишком радикальным. Вокал R’n’B певицы Алиши Киз определённо оживил песню, но вышел перебор с осовремениванием. Возможно, фильмов через пять об этой заставке скажут, что попытка отойти от канона была удачная, но сильно опередила время.
Одна из тех бондовских песен, которые лучше слушать вместе с просмотром видео — оно идеально подстроено под ритм.
Как и всегда, было несколько артистов, претендовавших на написание и исполнение песни, называли даже Эми Уайнхаус. А когда после премьеры фильма у Ширли Бэсси вышел новый альбом, на котором обнаружилась песня No Good About Goodbye, написанная авторами «бондовских» песен Дэвидом Арнольдом и Доном Блэком и по длине подозрительно совпадающая с продолжительностью титров, да ещё со словом solace в самом начале, разочарованию фанатов не было предела. «Ведь Ширли Бэсси могла бы в четвёртый раз спеть для бондианы!». Дэвиду Арнольду пришлось успокаивать, что песня даже не рассматривалась в качестве кандидата и вообще её записали после выхода фильма, но разве это кого-то остановило от создания альтернативных титров?
007: Координаты «Скайфолл» (2012)
Адель — Skyfall
Квинтэссенция бондопесни. Лучшее из классических Бондов, смешано, но не взболтано, а лишь чуть приправлено современным звучанием. По сравнению с предыдущими титрами видео на редкость перегружено символами, возможности для поиска глубокого смысла бездонны. А после просмотра фильма появляется повод вернуться к заставке, чтобы убедиться, как тонко здесь намекнули на основные повороты сюжета, не выдав ни единого спойлера.
Строго для тех, кто уже видел фильм | Показать> |
---|---|
Несмотря на всеобщее признание и штурм европейских чартов, в Великобритании Адель всего лишь повторила результат Duran Duran, а в США оказалась восьмой. Зато с четвёртой попытки песня к Бонду всё-таки получила «Оскар» (а также «Золотой глобус») и стала новым эталоном, с которым неизбежно будут сравнивать все последующие попытки записать «шпионскую» композицию.
Песня к «007: Спектр» уже известна: британец Сэм Смит споёт Writing’s on the Wall, над дизайном титров снова работает Дэниел Клейнман и будет пытаться всех удивить. Ждём премьеру.
Вторая часть: как пародируют и переосмысляют вступительные титры бондианы.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!
Мария, отличный материал!
Голден Ай и Голд Фингер уан лов.
Сэм Смит не впечатляет. А песня Мадонны была одной из моих любимх.
Превосходный материал, браво! И да, обожаю Die Another Day — и песню, и вообще фильм.
Спасибо за такой обзор.