Затмение — Сатана Шредингера

Испано-чилийский режиссер Алехандро Аменабар — для мирового кинематографа фигура пусть и не сильно заметная, но важная. Начинал он карьеру с добротных фантастических и мистических триллеров, успев поработать с тогда еще супругами Томом Крузом и Николь Кидман, затем был удостоен «Оскара» за поразительную мелодраму «Море внутри» об одном из самых щепетильных общественных вопросов, эвтаназии. После выхода «Агоры», пусть и холодно принятой критиками, но крепкой исторической драмы, Аменабар взял шестилетний перерыв от большого кино.

Теперь постановщик вернулся с новым триллером под названием Regression. По иронии судьбы, этот заголовок теперь куда больше подходит не к самой картине, поскольку крайне интересной теме регрессивного гипноза там уделяется непростительно мало внимания, а к новому этапу карьеры самого Алехандро Аменабара. Снова взявшись за жанр, который когда-то принес ему популярность, режиссер не переосмыслил подход к нему в лучшую сторону, а, наоборот, сделал огромный шаг назад.

А начиналось все за здравие. С первых минут «Затмение» подкупает нехарактерным для жанра быстрым темпом повествования. Не размениваясь на долгое знакомство с персонажами, история сразу же начинается с расследования дела об изнасиловании девушки по имени Анджела Грей (Эмма Уотсон). В содеянном признается ее отец, вот только проблема в том, что он совершенно не может вспомнить подробностей преступления. Тогда полиция прибегает к помощи парапсихолога Кеннета Рэйнса (Дэвид Тьюлис). Он и детектив Брюс Кеннер (Итан Хоук) с помощью сеансов регрессивного гипноза выясняют, что подозреваемый был членом секты сатанистов и не только насиловал дочь, но и вместе с другими участниками культа проводил над ней дьявольские обряды.

Первое, что в этой истории начинает резать глаз – явное несоответствие заданных образов персонажей их действиям. Герой Итана Хоука представлен как убежденный агностик и лучший детектив местного полицейского управления. Однако вместо того, чтобы совершить хотя бы несколько рутинных для любого расследования процедур, он начинает безоговорочно верить словам подозреваемого, алкоголика, находящегося в состоянии транса, и отказывается в дальнейшем трезво оценивать ситуацию.

Так вот, оказывается, что откровенная тупость главного героя – сознательный и дешевый сценарный ход. Сделан он для того, чтобы порционно выдавать все больше ничем не подкрепленных сведений для расследования и тем самым растянуть повествование. Проблема в том, что сопоставить несколько очевидных фактов даже неискушенному зрителю не составит никакого труда, и если он это сделает, лента для него начнет рушиться на глазах. Не добавляет веры в происходящее и игра милашки Эммы Уотсон, героиня которой совершенно не похожа на жертву домашнего насилия. Но и здесь все шишки стоит бросать в Аменабара, который создал для актрисы столь неубедительный образ.

Жалкие потуги немного напугать зрителя и поддержать атмосферу хмурой провинции, опутанной щупальцами сатанинской секты, вызовут в лучшем случае легкое недоумение, в худшем – нервные смешки. Грубоватые клише лезут изо всех щелей. Если нужно запугать персонажа Итана Хоука – позвоним ему и подышим в трубку, если требуется показать сатанинский обряд – пусть это будет солянка из стереотипов вроде пожирания младенцев и массового совокупления. А чтобы было «вообще атмосферненько», развесим парочку постеров с главными оскорбителями чувств верующих, блэк-металистами из польской банды Behemoth. На них Брюс Кеннер пялится с таким неподдельным ужасом в глазах, словно он не опытный сыщик, а глубоко религиозная и отставшая от жизни бабулька.

В финале Аменабар делает тщетную попытку преподнести картину как умное кино с поднятой в нем актуальной социальной темой. Но ее халтурное раскрытие лишь наталкивает на мысль о том, что режиссер держит зрителей за таких же простофиль, каким сделал центрального персонажа. Испанский постановщик, кажется, сам не понял, что выложил на стол все карты чуть ли не в первые полчаса фильма (если только вы еще перед просмотром не знали, что такое регрессивный гипноз). Ближе к середине однозначно становится понятно, что у «Затмения» может быть только один из двух вариантов исхода. И даже независимо от того, разгадали вы главный сюжетный твист или нет, концовка, скорее всего, ужасно разочарует, как и весь фильм в целом.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!