Допинг — Как комарик укусит

В России состоялся релиз фильма «Допинг» (он же «Программа») — биографической драмы про легендарного велогонщика Лэнса Армстронга. Картина миновала большие экраны и вышла сразу на цифровых сервисах. Это позволит хотя бы не пожалеть о потраченном времени на дорогу до кинотеатра, поскольку лента оказалась очередной экранизацией странички из Википедии и лишь поверхностно затронула самые скользкие подробности закулисья большого велоспорта. Что сильно разочаровывает, учитывая, насколько благодатный был для байопика материал (об этом даже есть шутка в самом фильме, растянутая на целую сцену) и какие люди над ним работали.

Нет нужды пересказывать синопсис фильма, поскольку о Лэнсе Армстронге слышали все. Человек-легенда, выбравшийся практически с того света, идол для миллионов американцев, олицетворение невероятного мужества, упорства и самой победы, а также величайший обманщик в истории спорта. Армстронг не просто однажды попался на употреблении запрещенных препаратов, за время карьеры он выстроил настоящую преступную империю, скрытую за благородной идеей популяризации велоспорта. Закупки допинга на миллионы долларов, тайные медицинские программы, переливание крови прямо во время гонок, шантаж и запугивания других спортсменов, коррупция — от всего этого на голове натурально начинают шевелиться волосы.

Интересно то, что даже после грандиозного разоблачения и окончательного признания собственной вины на шоу Опры Уинфри, опальный велосипедист не перестал ощущать себя чемпионом. Допинг в велоспорте использовали практически все спортсмены, Армстронг якобы просто влился в эту систему и смог одержать верх не только в гоночных соревнованиях, но и в медицинских. Победа любой ценой — жизненное кредо Лэнса Армстронга даже в те моменты, когда очевидно, что он не просто достиг потолка, а с размаху его пробил. Причины же столь сильного упрямства остаются загадкой до сих пор.

Поздравляем, из двух предыдущих абзацев вы узнали об этой истории едва ли не больше, чем может рассказать зрителю картина Стивена Фрирза. Опуская юношеские годы и процесс становления Армстронга как велогонщика, повествование начинается во время его выступления в команде Motorola в середине 90-х, когда он разочаровывается в честном ведении игры. Дальше лента занимается спешным перебором различных фактов. Вот Лэнс заболевает раком, а через несколько минут побеждает его. Вот он участвует в какой-то гонке, разговаривает с какими-то людьми, проводит пресс-конференции, на которых твердит о том, что никогда не принимал допинг, женится. Под конец сценарные педали крутятся все быстрее и быстрее, снова буквально за считанные минуты Армстронг успевает уйти из велоспорта, вернуться, с трудом занять третье место в гонке и лишиться всех титулов в результате допингового скандала. Ни разу фильм не останавливается для того, чтобы уделить внимание личности спортсмена, его поступкам и мотивации — только сухое изложение всем известных событий.

Хотя фильм и основан на журналистском расследовании Дэвида Уолша, роль которого исполняет Крис О’Дауд, название The Program, по идее, должно отсылать к экспериментальной медицинской программе итальянского доктора Микеле Феррари (Гийом Кане), чьими услугами несколько лет пользовался Армстронг. Но картина только быстренько показывает лабораторию Феррари, затем периодически в диалогах упоминают препарат эритропоэтин, а в перебивках между сценами спортсмены команды Армстронга ставят себе уколы и капельницы — вот вам и вся «программа». Самому королю допинга Микеле Феррари, чья личность едва ли не интереснее самого Армстронга, здесь также уделено чертовски мало внимания. Появляется он всего лишь в нескольких эпизодах и манерами слегка напоминает злодея из недавнего фильма о Бонде.

Линия с Уолшем же дает задел на увлекательное противостояние спортсмена-мошенника и жаждущего справедливости журналиста, но ни капельки эту тему не развивает. По похожей схеме был построен недавний The Gamechangers с Дэниелом Рэдклиффом, однако там даже при явно однобоком взгляде создателей конфликт развивался на протяжении всего фильма, кое-как, но сводя линии двух сторон воедино. В «Допинге» нет и этого. Все расследование Уолша показано через споры с редактором газеты и несколько неудобных вопросов на пресс-конференциях с Армстронгом. Какую именно роль в разоблачении чемпиона сыграл журналист, из фильма понять невозможно. Все доказательства были отвергнуты судом и персонажа просто вывели из сюжета.

Зато ратующие за историческую достоверность всех байопиков останутся удовлетворены. К реконструкциям реальных событий здесь придраться сложно: все официальные заявления Лэнса Армстронга воспроизведены слово в слово, а отдельные кадры соревнований как будто перекочевали из документалки Алекса Гибни. Однако это отнюдь не оправдывает блеклый сценарий и невыразительные образы героев — все же рассказ о легендарной личности совсем не должен претендовать на документальную точность. Больше чем за сценарий обидно только за слитый в унитаз козырь в виде исполнителя главной роли. Поразительно похожий внешне на свой прототип Бен Фостер может записать в актив отличную актерскую работу, но вытянуть весь фильм ему оказалось не по силам. Что ж, ждем через пару лет новый байопик, поскольку грешно оставлять такую историю без хорошей экранизации. И лучше бы его снять кому-то вроде Дэнни Бойла, пусть и с Мэттом Дэймоном в главной роли.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!